avatar

Белорусская деревня. Минус каждый третий.

Итоги двадцати лет жесточайшей заботы о деревне.

Количество сельского населения. Данные белстата.:
1994 г. — 3 316 тыс. чел. или 32,37% от общей численности населения РБ
2014 г. — 2 193 тыс. чел. или 23,16% от общей численности населения РБ

т.е. количество селян уменьшилось ровно на треть или на 1,1 млн чел. ( Для сравнения — за время войны Белоруссия потеряла каждого четвертого.)

Обычно говорят, что это общемировая тенденция, везде с ростом благосостояния деревни пустеют.
Давайте посмотрим, что происходит в соседних странах, там где на крестьян правительству плевать.



На Украине с 1994 года сельское население сократилось на 2, 6 млн. чел., но там это шло равномерно с общей депопуляцией. Процент сельского населения был 32,1 стал 31. Можно сказать, не изменился.

По Молдавии точных данных не нашел, но там в городах живет 1 492 тыс чел, а на селе 2 067 тыс чел и с 2000 года население страны практически не сокращается.

Статистику Прибалтики не нашел, но как я понял доля сельского населения в постсоветское время увеличилась,(м.б. из-за того, что русскоязычные неграждане жили в основном в городах?). Литва с 28% до 32,3% Латвия с 27% до 32,9% Эстония с 27% до 30,5%

В Польше население несмотря на эмиграцию не изменилось 1990 г. — 38 038 тыс. чел. 2013 г. — 38533 тыс чел, возможно как раз из-за относительно большого процента сельского населения — 39.1%
(все данные по урбанизации отсюда)

Что же произошло в Белоруссии? Парадоксальная ситуация, описанная правилом — Деятельный дурак хуже врага.
Двадцать лет вся страна заботилась о деревне. Строились так называемые агрогородки, чтобы люди не уезжали. Только с 2003 года по 2013 год в сельское хозяйство вложено 40 миллиардов долларов. Все заявки на кредиты колхозам выполнялись моментально, как и списания долгов. Плюс шефская помощь городских предприятий как в советские времена.

И вся эта суета привела к результату, противоположному заявленному. Небывалый отток людей из села. Рукотворная урбанизация, причем "урбанизация ложная" (термин означает приток городского населения, превосходящий потребность в рабочей силе и вызванный не естественным ростом городов, а исключительно бегством из села)


«Я попросил чтобы это совещание было проведено в полевых условиях» — май 2014

ДОБАВЛЯЮ фальшивку, изготовленную в Польше цифры Росстата по годам

60 комментариев
avatar
Всё что diogenzaruba хотел знать о белорусской деревне, но боялся спросить.
avatar
мля… как подумаю, что скоро посевная и очередная битва за урожай… дык совсем страшно становится
avatar
Цыплят по осени считают. ))
avatar
Этой весной для страны самая страшная засада, это платежи по долгам.
Пока вообще ничего не вырисовывается, хотя Лукашенко после Сочи сказал, что Путин пообещал реструктуризовать ближайшие выплаты, т.е.«перехватить до получки».
avatar
и извечный пересев озимых, нехватка техники, запчастей и денег на топливо
avatar
Почему боялся? )))
virusov Раньше «бацьку» не любил чрезвычайно. И только недавно начал понимать, что несмотря на его слабую образованность, спорные решения в политике и экономике, он для страны намного лучше грамотно говорящих, экономически и политически подкованных людей, неизвестно кем и неизвестно для чего поставленных. Он реальный ХОЗЯИН на этой земле. А самое главное – он любит и заботится о простых людях (конечно, в силу своих возможностей и понимания о том как это должно быть).
А про деревню вы все правильно сказали – люди там другие. За сохранение деревни и сельского хозяйства (пусть и не все там хорошо) «бацьке» отдельное спасибо. Но, конечно, жаль, что молодежь из деревень уезжает. Пропаганда из зомбоящика, интернета и прочих медиа делает свое дело. Все хотят в город, на дискотеки, на рынки за шмотками, за косметикой… А в кого они превращаются в этом городе? (Была б моя воля, я бы MTV, это рассадник бл…ва и прочей нечисти, запретил нафиг.)
Спасибо вам за теплые слова про нашу Беларусь и про наших людей.
avatar
За сохранение деревни и сельского хозяйства (пусть и не все там хорошо) «бацьке» отдельное спасибо.
Ну ведь враньё же.
конечно, жаль, что молодежь из деревень уезжает. Пропаганда из зомбоящика, интернета и прочих медиа делает свое дело. Все хотят в город, на дискотеки, на рынки за шмотками, за косметикой… А
Как вы себе объясните, почему именно белорусской молодежи «пропаганда делает своё дело?»
У нас ведь детишки поголовно в комсомоле, правоохранителей больше чем в РФ.
Почему во всех соседних государствах так не бегут из деревни как в правильной Беларуси?
avatar
1. Докажите, что вранье. Писал это, кстати, тоже белорус.
2. Чем вы объясните, что в России сельское население уменьшилось на половину?
avatar
Чем вы объясните, что в России сельское население уменьшилось на половину?
Объяснить такой вопрос можно только душевным состоянием и плохим интернетом в окрестностях Перми.
Шутка.


Городское население Российской Федерации на 1 января 2016 года (согласно предварительной оценке) составляет 108 633 610 человек, сельское — 37 886 149 человек
avatar
И?
avatar
Когда вы писали
в России сельское население уменьшилось на половину
вы что имели в виду?
Наверно ведь что-то думали
avatar
Вы знаете про деревенские з\п в России?
avatar
в России сельское население уменьшилось на половину

????
avatar
Да уменьшилось конечно. Это же очевидные вещи. Карелия вон вообще вся пустая, из 10 — 9 деревень брошены, в десятой две старухи. Провода все срезаны, крыши провалились. Я не знаю откуда вы эти цифры берете…
Нелепо сравнивать белорусскую деревню с российской.
avatar
Очевидные вещи для кого? Советская деревня всю жизнь была такая.
Показушные ахи и охи, все эти ужастики про деревню, напоминают знаменитые причитания гламурной кисы
Знакомая ехала на поезде «Хельсинки — Москва» и попала в железнодорожную пробку, которая в связи с аварией в Новгородской области.
Поезд пустили через Псковскую область. Ехали сутки. В соседнем купе девочка лет 20, богато одетая и увешанная, которая, видимо, за пределами Москвы бывала только на самолете, впала в панику. Она тяжело дышала, с ужасом смотрела в окно и постоянно звонила маме.
— Да какое такси! Куда такси?! Я не знаю, где мы, мама! Тут какие-то заборы! Коровники! Мама, мы в аду! Мы в аду, мама!
Есть Росстат, Белстат конкретные цифры.
К чему сопли и воздыхания?
avatar
Да деться просто больше некуда. Вот и вся статистика. Не вымерли.
avatar
Не люблю я вот такие пустые диалоги, поныть, поворчать, и ничего не предложить. Ну давайте страна не будет пытаться вырастить картошку дешевле какой-нить бразильской, бесполезно же, закройте нахрен еще все фабрики, как не конкурентные. И что, что жрать-то то бум? Откуда вы возьмете прибавочную стоимость?
У РФ нефть есть, и много еще всякого добра. А у РБ есть только РФ.
avatar
Просто надоело огульное расхваливание президента-колхозника и его якобы достижений.
Такие темпы ненормальной рукотворной урбанизации, это реальная проблема, в том числе психологическая.
Громадный процент вынужденных горожан душой остаются в деревне и понятия не имеют, что им делать в городе.
С другой стороны, в жизнь в белорусских деревнях становится сродни экстриму.
Цитата о Витебской области:
Из общего числа сельских населённых пунктов (6480), 366 без населения. В сельской местности преобладают (73%) небольшие поселения — с числом жителей до 10 человек.
И всё это потому, что процесс перетока в город неорганичен, людей выдавили.

А про экономику и говорить смешно. Страна-банкрот.
avatar
Ну если на роду это написано, то что уж делать? Надо благодарить людей, что не позволяют стране 20 лет брякнуться на пузо.
Что вы предлагаете, выключить свет и лечь помирать?
У РБ нет и не было никакого другого будущего. Может быть только в разы все хуже, лучше быть не может. Точно так же как в Прибалтике и Украине. Это предел.
avatar
Может быть только в разы все хуже, лучше быть не может. Точно так же как в Прибалтике и Украине
Именно этим курсом мы и идём. Только без майдана (люди тут вялые, млявые), но финиш будет этот же.
UPD:
Нет, я не знаю, что делать. Я даже со своими проблемами не могу справиться, не то, что с государственными.
UPD2:
Кстати, в тему:
Белоруссия готовит документы для процесса присоединения к ВТО
avatar
Не знаю, по мне так это настолько наивная истина, что об этом даже говорить вслух неприлично. Беларусь валит и катком ровняет вовсе не луканомика, и не российская нефть, а западный рынок. Не нужны вы точно также как белорусская картошка. Но лучше с картошкой, чем без нее.
avatar
Это-то понятно, что без природных ресурсов мы нахрен никому не нужны. Но можно же было руководству страны за двадцать лет это понять? Хотя бы не разваливать логичную специализацию экономики страны — «сборочный цех». Отговорки типа «в соседних странах производства остановились, вот и не с кем работать» не принимаю; вполне можно было переориентировать стандарты с ex-USSR на европейские. В конце концов так и произошло (витебский «елезавод», например, сейчас клепает на коленках из китайских наборов для умелых рук телеки, с трудом привыкая (по неграмотности) к JEDEC — то есть, так или иначе, на этот стандарт перешли, а можно было и раньше).
avatar
Европа — это не сборочный цех, это земля белых людей. Вы невыгодны, вы слишком дорого стоите как и белорусская картошка. Империализм и глобализация. Погуглите что ли, что это такое.
avatar
Ну, раз так, тогда один выход: «бритвой по горлу и в колодец».
То бишь, продать срочно страну («Продам страну, недорого, не битая не крашеная, один владелец. Конституция заменена, символика тоже. Инструкция по эксплуатации на русском. БТ-магнитола с функциями ОНТ, СТВ И ЛАД
Цена 6,5 млрд.$ торг. Можно в рассрочку.
+37529******* Саша.»), раздать долги, пипл отдать в рабство.
avatar
Выход есть. Но персональный эгоизм, невежество, и надежда на чудо не позволят его осуществить. Всем же фиолетово, если честно, что будет с страной и соседом, заботит лишь собственная задница, и мнимый фарт что ее пронесет. Ну пронесет, в этом можно не сомневаться, буквально только, по назначению в смысле.
avatar
Советская деревня всю жизнь была такая.
Что вы знаете о советских деревнях? ))
avatar
Чтобы видеть ту жизнь не обязательно самому свиней кормить или грядки полоть. Побывал (и даже жил в комадировках) в разных деревнях и в разных регионах.
avatar
То есть везде гниль и разложение? )))
avatar
Самое обидное, что скотские условия были «почему-то» в русской России. Когда увидел дома рядовых грузинских крестьян у меня был шок.
avatar
Есть Росстат, Белстат конкретные цифры.
business-gazeta ru/article/300316/
Ни власть, ни население не понимают, как на самом деле устроено российское общество. Реальность, в которой живет подавляющее большинство людей в стране, никак не отображается в СМИ. Это большинство существует вне государства и самоуправляется архаическими структурами, сохранившимися от СССР. А его экономическая основа — это промысловые сообщества, которые принципиально не бизнес и которые обеспечивают львиную долю реального производства страны

Начиная даже с элементарных вещей, например, с численности населения населенного пункта. Она, кстати, всегда больше, чем официальная. Еще не было случая, когда бы, так сказать, данные по Росстату, то есть по последней переписи, не уменьшали численность населения на 10-15%.
То же самое в экономике. Посчитали по Ульяновску, по ведомостям просто взяли, так вот, на 60-70% ВВП там будет больше, чем учтено Росстатом.
avatar
Спасибо за подтверждение того, что люди в российских деревнях есть.

То что жизнь там скотская никто не спорит. Зачастую натуральное хозяйство, а живые деньги от пенсий, детских пособий и собирательства (ягоды, к примеру или другие средневековые промыслы).
avatar
То есть вы не улавливате СПС?
avatar
Самозарядный Пистолет Сердюкова?
солидарный пенсионный счёт?
система пожарной сигнализации?
случайные половые связи?
avatar
Эк как вас заколбасило. ))
А ведь это всего лишь причинно-следственные связи.
avatar
Вообще-то, как раз наоборот.
Когда вы говорите своими словами получается какой-то буддийский коан,
Хлопок одной ладонью.

Странное нелогичное послание, смысл которого нужно разгадывать собеседнику.
avatar
Вообще-то, как раз наоборот.
У? ))
avatar
Поэтому сельское население к концу XX века сократилось почти в 2 раза и составляет менее 40 млн. чел. Потери сельского населения для южных районов России были достаточно безболезненны, т.к. уходило «излишнее» население, не обеспеченное работой. Однако из Нечерноземной, менее плодородной зоны, сельское население уезжало более активно, и снижение его численности здесь стало чрезмерным. В Псковской, Новгородской, Ярославской, Смоленской, Костромской, Тверской и др. областях число сельских жителей сократилось в 3–4 раза. Многие деревни полностью потеряли население, в других остались лишь пожилые люди. Сельское население здесь сосредоточилось около городов, а глубинные пространства обезлюдели. Плотность сельского населения в них снизилась до 2–4 чел./км2 – т.е. до уровня северо-таежной зоны. Этот процесс получил название депопуляции – т.е. снижения общей заселенности территории. При этом из села уезжали, в основном, молодые, наиболее активные и квалифицированные люди, что в целом понизило качество трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Источник: geographyofrussia.com
avatar
Историю СССР решили перечитать?
avatar
1. Конец XX века — это СССР?
2. А по делу?
avatar
Читайте пожалуйста, то что вы копируйте.
В этом отрывке описано то что происходило с крестьянством при советской власти.

Повторяю, утверждать, что в постсоветское время сельское население РФ сократилось вдвое, это горячечный бред.
Если вам лень читать пост сверху, могу еще раз продублировать, и абсолютные, и относительные цифры…
avatar
Уважаемый, если верить Росстату, то мы давно уже переплюнули США и высадились на Марс.
avatar
Вы внимательно вдумайтесь в цифры, вызывающие только смех. И вот это еще раз перечтите. www.freebloger.by/Grosse_Politik/6797.html#comment221571
avatar
Думаете удивили, да у нас точно такая же государственная риторика,
то же самое дикарское недоверие к науке, образованию, лукавым цифрам.

Президент на полном серьёзе предлагает министрам, в случае непонятных ситуаций идти советоваться с «простыми людьми».
Типа, зачем учиться — «Богомолки, бабы умные, Могут лучше рассказать...»

Мракобесие на государственном уровне.
Зачем цифры, если я нутром чую!
avatar
То есть, это ничего, что люди в деревнях умирают от голода?
avatar
21-й век 350 км от Москвы, люди умирают от холода и голода.

Вернулся из нашей «дальней» деревни. Последний её житель Лёха умер (я об этом писал). Коротко опишу новости.

Умер Леха от холода, замерз. К нему пришел Енот (мужик который торгует алкашкой), увидел, что Леха мертвый и украл у него пару топоров (единственное, что можно было взять).

Мать Лехи — Тася, лежит в Есеновичах в сельской больнице, там уже никого не лечат, есть ФАП и машина, которая до 1…6:00 ездит «по вызовам» как скорая, а сама больница просто дом престарелых, хоспис, по факту. Ну там Тасю кормят, поят, подгузники меняют. Она уже не узнает никого, совсем старая и слабая. Перевозят ее в дом престарелых в Волочек где под 400 стариков лежит. Обычно там старики быстро умирают. Таких как Тася в Есеновичах 20 стариков и старух.

Больницу Есиновическую закрывают. Потому, что содержать сельскую больницу невыгодно.

Рядом с больницей пожарная часть. Её переформатируют в «пожарный пост». Все тоже самое, только по 1,5 тысячи срезали с зарплаты и одного из трех пожарных с марта увольняют.

И пожарных и врачей заставляют писать «липовые» отчеты о том, как у них все хорошо. Если напишут плохо, то прилетит от областного начальства, которое отчитывается в Москву.

В деревне напротив нашей, в Кожине, 28 января 80 лет исполнилось одной бабушке. А 29-го она умерла от голода.

Суммирую: XXI ВЕК, 350 км от Москвы, люди умирают от холода и голода, больницу и пожарку закрывают, на войну в Сирии Россия тратит 2,5 млн долларов ежедневно.

Никогда россияне не жили так плохо, как при Обаме.
itsitizen.livejournal.com/351098.html
avatar
Докажите, что вранье. Писал это, кстати, тоже белорус.
Деревня сократилось на треть, это что, «Божья роса»?
Или вам надо детально расписать в каких миллиардных долгах белорусское сельское хозяйство? Всё держится только на непрерывных дотациях.
avatar
На дотациях держится весь мировой сельхоз.
Так что не впечатлило.
avatar
На дотациях держится ВЕСЬ МИРОВОЙ сельхоз.
На каком основании вы сравниваете РБ с развитыми западными странами, а не с остальным миром?
Весь мир работает в деревне, не подозревая о дотациях.
avatar
На каком основании вы сравниваете РБ с развитыми западными странами, а не с остальным миром.
Весь сельхоз.
avatar
Весь мир работает в деревне, не подозревая о дотациях.
Будьте так добры перечислить те страны, в которых сельхоз не дотационен. Будем разбираться.
avatar
Да, каюсь, я пропустил одно единственное слово в этом предложении, но по смыслу можно было догадаться, что тут противопоставляется «золотой миллиард» развитого мира и остальные страны.
Весь НЕРАЗВИТЫЙ мир работает в деревне, не подозревая о дотациях.
avatar
Ни одна отрасль в мире как сельскохозяйственная не нуждается в поддержке государства, так как в силу своей специфики она везде является убыточной, дотационной. Практически во всех странах государство активно поддерживает аграриев.

Мировые лидеры субсидирования в сельском хозяйстве – развитые страны: члены ЕС, США, Япония. Способы поддержки везде схожи и по большому счёту сводятся к установлению цены на продукцию, учитывающей верхние и нижние пределы колебаний рынка. В некоторых странах государственные финансовые вливания в сельское хозяйство в полтора-два раза превышают рыночную стоимость его продукции. К примеру, субсидии в странах ЕС уже достигли 45-50 процентов стоимости продукции фермеров, в Японии и Финляндии – около 70 процентов, в США в развитие сельского хозяйства вкладывается на 30 процентов больше средств (в расчёте на единицу продукции), чем в другие отрасли. Это и понятно, слишком велики затраты на производство сельхозпродукции, к тому же именно здесь важен не только человеческий фактор, но и погодные условия. Что наглядно продемонстрировал засушливый 2010 год. Человек бессилен перед природными явлениями. vpered-balezino.ru/2012/08/selskoe-xozyajstvo-%E2%80%93-otrasl-dotacionnaya/
avatar
На каком основании вы сравниваете РБ с развитыми западными странами, а не с остальным миром?
Напишите лучше про Бангладеш (157 млн. чел), Конго (77,5 млн. чел) и т.п. страны.
Или вы расист, их за людей не считаете?
Кто спорит. Коммунистам приятней обсасывать жизнь Финляндии (7,5 млн. чел) и ей подобных. сытых стран.
avatar
То есть вы Беларусь приравниваете к Конго? Браво.
Тогда уж приравняйте климатические условия «бангладешей» с климатическими условиями той же Финки.
avatar
Это уже демагогия.

Когда вы ставили в пример США, то вас не смущало, что северная граница штатов находится на уровне Киева и Харькова, а южная — на широте Египта и Объединенных арабских эмиратов.
avatar
Демагогия? В чем? )))
В том, что мягкий климат не ровня другому?
Когда вы ставили в пример США, то вас не смущало, что северная граница штатов находится на уровне Киева и Харькова, а южная — на широте Египта и Объединенных арабских эмиратов.
Нет, не смущало, ибо дотации не размазываются ровным слоем на всю территорию стран.
avatar
На дотациях держится ВЕСЬ МИРОВОЙ сельхоз.
Так что не впечатлило.

Сами начали говорить о ВСЁМ МИРЕ, а сейчас внезапно стали рассказывать о мягком климате.
avatar
А что в деревне пасти? Ближе к областным и раёным городам ещё есть кое-какая работа. а в глуши пусто.
avatar
Пост о том, что крестьяне бегут только и исключительно из белорусских деревень,
ни в одной соседней стране такого бегства нет.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.