avatar

День памяти - Осенние Деды

Сегодня в Беларуси День памяти (Осенние Деды/Восеньскiя Дзяды), который православные отмечают на третьей неделе после Покрова. Это день поминания предков, когда их «приглашают» к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
Для меня это новшество, т.к. раньше мы поминали предков только на Радоницу и Троицу (ходили на кладбище). Сегодня будем отмечать "Дзяды".

К слову говоря, в том году пришел ответ из архива — выписка из документов духовной консистории, метрической церковной книги о наших предках, начиная с 1885 года.
Очень интересно было узнать о своих прапрапрадедушках и прапрапрабабушках.

Фото Катерина Гордеева TUT.BY

Ну, Фсе, пора идти готовить еду, как минимум 5 блюд, как сказано в статье, которую привожу ниже.
Всем хорошим людям мира, добра, здоровья и поддержки свыше!

*«Осенние Дзяды» это день поминовения своих родных, наших общих славянских предков, пращуров. Дзяды (Деды) — души (духи) предков, улетевших в Вырий (в восточнославянской мифологии — южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна).

На сайте news.tut.by/society/613996.html опубликована статья "Дзядамі" становились и маленькие дети, и старики".
«Дзяды» ўстаюць з могілак

— Что касается традиций поминовения предков, то «Дзядамі» белорусы называли всех умерших, вне зависимости от их пола и возраста. Любой человек (и маленький ребенок, и старик) после смерти переходил в общую категорию предков, — говорит Татьяна.
Правда, историк добавляет: в некоторых регионах были и «Бабы». День под таким названием отмечали на следующий после «Дзядоў». Говорили: «На снеданне, кажуць, што это ўжэ не дзяды прiдуць, а бабы».

Обряды же поминания усопших на территории Беларуси были (и есть) очень разными. Даже в соседних деревнях могут по-разному отмечать «Дзяды». Почему так происходит, местные жители уже не могут сказать. Говорят, что так сложилось.

— Например, на Полесье существует обряд завязывания на крестах рушников. Мы когда-то собирали воспоминания о традициях в полесских местечках. Люди о данном обряде активно говорят, однако почему они так делают — объяснить не могут. Мол, бабушки так делали — и к нам перешло. А ведь это связано с тем, что раньше наши предки считали, что «дзяды ўстаюць з могілак» — и таким образом живые встречают умерших. Или вот на востоке Беларуси во время весенних и осенних «Дзядоў» могилы застилали белыми простынями. Почему так люди делают, не совсем понятно.

Были и особенные традиции. Например, в отдельный день поминали самоубийц. В церковь за них молиться не ходили, делали только застолье, если в семье был такой человек. Хоронили таких людей, кстати, тоже отдельно — часто за оградой кладбища.

Верили, что умершие родственники сидят вместе с живыми за столом.

Вообще в народном календаре поминальных дней было много. Как минимум пять раз в год наши предки вспоминали умерших — торжественно и с соблюдением определенных ритуалов.

«Дзяды» праздновали на Масленицу, на Радуницу, на Троицу, перед летним праздником Петра и Павла, а также осенью. Осенние «Дзяды» всегда считались главными. В эти дни в некоторых регионах принято ходить на кладбище, а в некоторых ограничиваются лишь посещением храма.

Фото Катерина Гордеева TUT.BY

Говорили, что «Дзяды самі да нас у хату прыйдуць» — но на деле практически во всех маленьких местечках и деревнях вечером накрывали на стол. На поминальный ужин звали умерших предков, открывая окна и двери. Верили, что те сидят вместе с живыми за столом.

Перед «Дзядамі» было принято чисто убраться в доме, сходить в баню — там, кстати, могли для предков оставить ведро чистой воды и новый веник.

В этот день все было подчинено памяти об умерших. Считалось, что души «Дзядоў» спускаются на землю. Поэтому старались для них сделать своеобразный эталонный день. Женщины готовили на поминальный ужин много разных блюд — и здесь в каждом регионе были свои особенности: где-то пекли блины, где-то готовили клецки, где-то трапезу начинали с каши, а где-то кашей заканчивали. Вариантов же блюд было очень много. Например, в некоторых деревнях на «Дзяды» делали клецки из муки и подавали на стол с молоком, а в некоторых — из картофеля с мясом и шкварками.

Но обязательно часть еды откладывали на пустую тарелку — для предков.

А еще в эти вечера, когда под одной крышей собиралось много людей, родственники рассказывали друг другу о тех, кто уже умер. Так память о своем роде передавалась из поколения в поколение.


Фото Катерина Гордеева TUT.BY

Фото Катерина Гордеева TUT.BY
0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.