из 2012 года
Попались на глаза мои личные размышления, написанные зачем-то в 2012 году. Перечитал, мне кажется стало еще хуже.
Как оказалось подобную фигню я умудрился написать и годом позже)))
Хочу немного выдать на Ваши экраны своих замечаний, наблюдений, рассуждений по поводу высшего образования.
На мой скромный взгляд все очень печально. Почему??? Попытаюсь ответить на этот вопрос. Хочу отметить, что в основном буду все относить к техническим специальностям, так как с гуманитарными науками проще в отношении материальной базы для обеспечения образования. Экономистам достаточно компьютера с необходимым софтом (больше для бухгалтеров), рабочего места и литературы, которой превеликое множество, не всегда качественной, но много. С технарями сложнее, им нужно кроме литературы (кстати, токовая из которой, датируется в лучшем случае 80-ыми годами издания, а с новой вообще проблемы) и рабочего места, нужно оборудование или узлы этого же оборудования. И вот тут основная проблема… То, на чем пытаются учить технарей зачастую отстает от общемировой практики на десятилетия. К материальной базе еще попытаюсь вернуться позже.
Вопрос первый, мотивация. Задаю своим подопечным несколько лет вопрос: «для чего пришли учиться в университет?». За знаниями не пришел никто. Приходят за дипломом (именно за бумажкой), спасаясь от армии, от боязни взрослой жизни, «мама и папа так сказали», для воможности устроиться на высокооплачиваемую работу (но тут скорее всего связи имеют вес, диплом это довесок без которого не будет роста), еще часто отвечают " так надо" (не понятно кому и зачем, потому что объяснить не могут). Быть инженером и технологом нынче не в моде, так как платят мало. И стать толковым инженером, который будет принимать правильные и адекватные решения, получится не после окончания университет, а только лет через 7-10. У педагогических специальностей материальная мотивация тоже отсутствует. С экономистами немного проще, зарплата чуть повыше на начальном этапе. Для нефтяников, энергетиков, IT-шников картина более радужная, финансовая мотивация выше. Сельское хозяйство… не сладко. Это материальная мотивация, про моральную мотивацию говорить тяжело, ибо, если посмотреть как и кто заканчивает школу и куда потом поступает, то картина печальная. Но про школу и то как учатся и заканчивают ученики, оставлю сказать специалистам, которые тоже присутствуют на блогах.
Качество образования и материальная база. Качество очень сильно зависит об той материальной базы, на основании которой происходят этапы образования. На мой взгляд качество образования становится все ниже и ниже. Причин немало. Молодых преподавателей не так уж и много, нет стимула для того, чтобы надолго задержаться в образовании. Зарплата маленькая, на мой взгляд не особо спасает наличие ученой степени (за нее установлена доплата), хотя кому как. Более адекватно могу сказать про технические специальности Витебска. Литература для образования современного уровня в большинстве своем отсутствует (как упоминал ранее 70-80 годы издания, иногда 90-е). То что есть немного устарело. Попадались новые книги, но больше всего в них поражает тираж. Пару лет назад по своей отрасли держал новую книгу, так тираж составлял всего 300 экземпляров. В наш ВУЗ в бибилотеку так она и не попала, пришлось взять у одного высокопоставленного человека, отсканировать и выкинуть в сеть. Технической литературы узкой направленности не так уж и много в сети, как бы некоторые не считали. Кое-что из видеоматериала можно найти в сети. Это показываешь студентам, но в живую однозначно лучше увидеть, это более информативно. Видео от производителей очень мало в свободном доступе. Макеты для образовательного процесса по современному оборудованию — это недостижимая мечта. Ведь производители мало заинтересованы в кадрах из
нашей страны. Ситуация больше печальна, чем позитивна.
Дипломники. Работать с ними тяжелова-то. За предыдущие годы материал почти не усвоен, расчеты, чертежи делать в большинстве своем не умеют, про то, чтобы работать самостоятельно, выдавать идеи, заниматься поиском решений говорить тяжело. Почти всем нужно что-то готовое. У меня специфика такова, что готового очень мало. Пытаешься уследить и вычистить больше внешнюю сторону диплома, ту, которую увидит комиссия. Чертежи проверять приходится долго, постоянно находятся ошибки. Комиссия видит максимально вычищенные и вылизанные чертежи. В записке диплома часто есть ошибки, может и мелкие, где коэффициент не то взял, где «посчитал» неправильно, видимо, стараясь подогнать под то, что удалось достать и т.д. На моей памяти идеальный (относительно) диплом был раза два. Но там студенты были.., не могу слово подобрать достойное, но в общем молодцы. Но это больше исключение, чем правило.
Как-то все достаточно в темных тонах получилось. Не все так темно. Есть прекрасные преподаватели, которые радеют за дело. Редко, но все-таки попадаются раз в несколько лет, светлые головы среди студентов, которые обладают и способностями, и хваткой, и желанием знаний, и силами к самообразованию.
Кто-нибудь задаст вопрос: «а какого… ты делаешь в образовании?». Мне нравится работать с ними, иногда интересно, иногда они меня могут простимулировать на поиск нового, с дипломниками можно самому развиваться (при условии, если студент работает), особенно, когда работы творческая.
Я не претендую на абсолютную истину. В данном опусе скорее всего больше субъективизма. Как преподаватель я не тоже перлов не хватаю, могу себе придумать кучу оправданий, начиная от маленькой зарплаты, заканчивая плохим рабочим материалом и занятостью на зарабатывание денег на жизнь. Много чего есть еще сказать, но большие посты утомительны для читателя, да и по КПД все это равносильно просто сотрясанию воздуха словами. Может еще как-нибудь напишу про недосказанное, если будет время, желание, возможность и интерес со стороны Вас.
Как оказалось подобную фигню я умудрился написать и годом позже)))
11 комментариев
Европу.:-)