avatar

Настройка пианино

Пианино у меня древнее. Волга, выпуска тысяча девятьсот лохматого года. Настоящий раритет. Давно собирался заняться его настройкой, да все руки не доходили. А тут, аккомпанируя сыну на гитаре, заметил что строй фортепиано уполз на пол тона вниз. Когда оно там последний раз настраивалось… Вот и решил я, предварительно изучив вопрос, заняться инструментом. Найти настроечный ключ оказалось делом далеко не простым, он и продается не везде, и стоит не дешево. Так то, врубив смекалку, я сообразил сей инструмент из обжимки для bnc-разъемов и удлинителя для головок из форсовского набора:



Для глушения струн использовалась кисточка с обмотанным пластырем кончиком:


Нашел онлайн-камертон. Это Ля первой октавы, 440 Гц. Заглушив клинышком вторую и третью струны соответствующей клавиши, подтянул первую в унисон камертону, до исчезновения бинауральных биений. Далее, замутировав третью струну настроил вторую в унисон первой, а затем убрал клинышек и настроил третью струну в унисон первым двум. Чтобы звук при нажатии клавиши был чистым и внятным, нужно добиться максимального совпадения, свести к нулю биения, все три струны должны звучать как одна.
От настроенной Ля в терцию настроил Фа, в кварту — Ми и в квинту — Ре. До настроил в кварту от Фа. Соль получил в квинту от До, а Си — в кварту от Фа. Кварта и квинта наиболее удобные и… прозрачные, что ли, интервалы для настройки.
Что для меня было новостью: идеально настроенное фортепиано, оказывается, звучит сухо и неинтересно. Для придания его звучанию эмоциональности, разлива, Кварта от До чуть-чуть расширяется, а квинта от До чуть-чуть сужается. Это называется темперированием. Следуя науке, я слегка, до появления биений, расстроил Фа и подтянул Соль.
Все остальные клавиши настраивал октавами: До-До, Ре-Ре и т.д. Проще всего настраивать большую и контроктаву — там всего по две струны, а в субконтроктаве и подавно одна. Но там такое низкое и грозное звучание что и в эту одну нужно вслушиваться долго.
Затруднения возникли с черными клавишами. Их приходилось настраивать, начиная с терции, а это не так просто как в случае с квартой, квинтой и октавой. Поэтому мне не нравится их звучание, где-то не дослушал… Не все просто оказалось и с самыми верхними октавами — там даже одна струна вибрирует при ударе молоточка, так что настраивая три очень трудно отличить бинауральные колебания от этих вибраций и настроить точно.
Убив, в общей сложности, три часа, и наверняка доведя соседей до белого каления, я получил совершенно другой инструмент. Красота!
Хотя, пройдясь по клавишам еще раз, я заметил, что некоторые звучат с небольшим разливом. Что ж, в любом случае это была черновая настройка, поскольку после такой серьезной перетяжки всего строя через месяц процедуру настройки необходимо повторить, уже начисто.
5 комментариев
avatar
Молодец! Небось гитару каждый день поднастраиваешь, а про рояль в кустах забыл :-)

идеально настроенное фортепиано, оказывается, звучит сухо и неинтересно

Решение есть! :-)



avatar
Так, собственно, это сейчас входит в моду))) Просто у меня пианино одно, не для экспериментов — ребенку учиться надо))
avatar
Вообще, настройка «рояля в кустах» — работа для спеца и стоит она денег. Наверняка хороший настройщик назабивал бы мне голов))) Но по факту: инструмент зазвучал гораздо лучше, а у меня появился новый интересный опыт. В конце-концов, главное — слух. Если он есть, то почему бы и не обойтись своими силами, верно?
avatar
Ну разумеется! И насчёт цены, и насчёт опыта, и насчёт звучания.
Надеюсь, теперь ты будешь часто радовать соседей чистым и громким звуком пиано. :-Р
avatar
Ничего себе ты спец. Мне про идеальность напомнило особенности античных скульптур. Чудесные неправильности, ассиметрия и придавали этим лицам живость.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.