avatar

Характеристики сильного мышления. (Анатолий Александрович Гин ).

1 УМЕНИЕ НАХОДИТЬ НЕЯВНЫЕ РЕСУРСЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.
Прежде всего, это — скрытые свойства предметов и явлений.
Для одного — картина, для другого — мазня. Для одного — смысл, для другого — бессмыслица. Чтобы видеть, надо уметь видеть. Надо уметь понять, что именно видишь… Легко видеть явное. Труднее видеть скрытое.
2 УМЕНИЕ СТРОИТЬ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
Известно, что всякое знание начинается с классификации. Даже младенец начинает познание действительности с неосознанного деления предметов на «съедобное — несъедобное».
Развитая классификация не только упорядочивает знание, но и имеет эвристическое (поисковое) значение.
Чтобы построить полезную классификацию, нужно суметь выделить сущностные — в зависимости от решаемой проблемы — признаки объектов и структурировать знание.
3 ВЛАДЕНИЕ ЛОГИКОЙ ПОСТРОЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК.
Бытовые представления о причинно-следственных связях есть у каждого человека. Но зачастую они сформированы на уровне «если обольёшься, то будешь мокрый», «если ударишься, то будет больно».
Однако умение находить закономерности в массиве фактов, логические «трещины» в цепи рассуждений; умение грамотно выдвигать гипотезы и строить систему аргументации «за и против» требует развитого логического аппарата, навыков построения причинно-следственных цепочек с требуемой степенью подробности.
4. УМЕНИЕ ОПЕРИРОВАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯМИ И РАЗРЕШАТЬ ИХ.
«Пробным камнем первоклассного интеллекта является способность удерживать в уме две противоположные идеи одновременно и все-таки сохранять возможность действовать.» (Ф. Скотт Фицджеральд. Цит. по: Таранов П. С. Управление без тайн. — Симферополь: «Таврида», 1993.)
Творческая задача, как правило, содержит в себе противоречие. Умение замечать и использовать противоположные тенденции процессов, небоязнь парадоксов и даже сознательное обострение противоречий часто являются необходимыми для нахождения творческих решений. То есть таких решений, которые удовлетворяют, казалось бы, самым несовместимым требованиям
5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ.
Мудрость, постигнутая еще индейцами навахо и возведенная ими в принцип: принимая важное решение, подумай, как оно откликнется в седьмом поколении.
В сложных системах все связано со всем. Вынь маленькое колесико из точных швейцарских часов — и это уже не часы. Тем более это касается биологических, социальных, экологических систем.
Важно воспринимать предметы и явления системно, в контексте; учитывать взаимосвязь их элементов; изменения во времени. Часто решение проблемы находится совсем не там, где его пытаются найти узкие специалисты.
Системный подход — так назовем мы мыслительную привычку рассматривать изучаемый объект как часть окружающей его среды с одной стороны, и как совокупность взаимодействующих элементов, с другой.
6. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОБЪЕКТ В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ, ИЛИ ПОЛИМОДЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Умение смотреть под разными углами зрения, в разных контекстах, описывать объект в разных моделях — важное качество при рассмотрении любых, от естественно-научных до социально-психологических проблем.
Моделирование — мнемотаблицы.
ММЧ
7. ЭКОНОМНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.
Приступая к новой задаче, хороший решатель не мечется бестолково в своих стереотипных представлениях, как зверь в тесной клетке. Он сразу нацелен на сильное решение, или иначе — на идеальный конечный результат (ИКР)8.
ИКР – это ситуация, когда нужное действие получается без каких – либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов. При формулировке ИКР желательно применять слово «Сам»( Сама, Само, Сами). Обычно используемые формулировки ИКР: система САМА выполняет данную функцию, системы нет, но её функции выполняются; функция не нужна.
Метод Робинзона Крузо.
Эвроритм.
8. УПРАВЛЯЕМОЕ воображение
Разорвать цепи обыденных представлений, уйти от «зацикливания», от инерции мышления — для этого требуется не просто богатое, но и УПРАВЛЯЕМОЕ воображение. И тогда есть надежда, что красивое решение не потребует тысяч, а то и десятков тысяч непродуктивных попыток и усилий.
«Средний человек, добившийся успеха, — не гений. Это человек обычных способностей, который, однако, развил их до необычных масштабов» — утверждал Теодор Рузвельт.
2 комментария
avatar
Ну трудно поспорить.
Вообще есть в ЦТ по русскому языку одна тема, которая очень быстро и напрямую выявляет умение строить причинно-следственные цепочки. Так вот сбои частенько наблюдаются, да. Не всегда понимают, чем «потому что» отличается от «поэтому». И вот сидишь, объясняешь…
avatar
Дети… такие дети. Учим русскому 11 лет, а 98 % получить могут лишь единицы.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.