avatar

New York Observer: Почему посол США в Германии защищал торговца людьми?

11.05.2018

Джон Шиндлер, эксперт по вопросам безопасности и бывший аналитик Агентства национальной безопасности США


Посол Ричард Аллен Гренелл стоит перед почетным караулом во время церемонии аккредитации послов в Берлине (Германия), 8 мая 2018 года. ODD ANDERSEN/AFP/Getty Images

Не секрет, что администрация Трампа, находящаяся у власти уже почти 16 месяцев, тратит дьявольски много времени на заполнение должностей высокого уровня. Беспрецедентное количество теплых местечек в самой столице нашей страны, включая должности высшего звена, за которые вашингтонские выскочки готовы сражаться, не жалея сил, остаются не занятыми. Здесь не последнюю роль играет как инертность Белого дома, так и отбор им изначально таких проблемно-спорных кандидатов, которые сталкиваются с трудностью их утверждения на эти посты. Может так случиться, что некоторые из этих должностей так и останутся незанятыми до тех пор, пока Дональд Трамп будет оставаться нашим президентом.

Даже должности послов США во многих странах остаются свободными. Казалось бы, для Вашингтона должно быть взято за правило быстро разбираться с назначениями там, где речь идет о друзьях или тех, кто является основными донорами США, но даже здесь команда Трампа не проявляет достаточной активности. Возьмем, к примеру, такого ключевого нашего союзника и одну из наиболее важных стран Европейского Союза, как Германия. Только на этой неделе наш новый посол наконец-то приступил к исполнению своих обязанностей в Берлине после завершения затянувшейся почти на год процедуры его назначения на эту должность.

Сенат не спешил с одобрением кандидатуры Рика Гренелла, что породило обвинения, выдвинутые правыми касательно того, что это как-то связано с тем фактом, что Гренелл — открытый гей. Но никаких доказательств для такого обвинения у них нет, а посему не совсем понятно, почему же Сенату потребовалось так много времени для утверждения Гренелла в должности, хотя какое-то отношение к этому может иметь отсутствие у него достаточного дипломатического опыта.

Трамп же утвердил назначение Гренелла на этот пост, потому что изначально был сторонником выдвижения его кандидатуры, ведь регулярно сотрудничая с Fox News, тот слыл ярым защитником все более осаждаемого журналистами Белого дома. Единственным, что действительно могло послужить в пользу назначения Греннела, так это тот опыт, который он приобрел во время своей работы пресс-секретарем постоянного представителя США при ООН с 2001 по 2008 годы. В этой роли цепкость и упорство идеолога правого толка Гренелла не остались незамеченными средствами массовой информации. Это привело к тому, что некоторые из них давали ему такие меткие определения, как «невыносимый», «грубый», «надменный» и «задира».

В течение последних десяти лет Гренелл продолжал вести себя подобным образом, особенно в Твиттере, где его постоянные перепалки с репортерами и не только становились предметом осуждения и насмешек. В 2012 году он удалил почти тысячу наиболее оскорбительных своих твитов в связи с его краткой работой в качестве советника в штабе Митта Ромни, баллотировавшегося тогда на пост президента страны. С тех пор Гренелл не изменял своему привычному стилю поведения в Интернете, и хотя в прошлом это могло грозить ему дисквалификацией, Трамп не испытывал сомнений по поводу продвижения столь сердитого тролля Твиттера на такой ответственный дипломатический пост.

Хотя Германия является близким союзником, отношения Вашингтона с этой ведущей европейской страной в последние годы были чувствительно напряженными. Некогда глубокая привязанность Берлина к Бараку Обаме остыла за время двух сроков его президентства. Трампа же в Германии сразу возненавидели, повсеместно воспринимая его лишь как бесцеремонного неотесанного янки и драчливого дурачка. И сейчас, как никогда, нам нужен опытный посол в Берлине, но, несмотря на это, поистине беспрецедентным для анналов американской дипломатии образом Гренелл вернулся к своему троллингу в Твиттере, чем сумел глубоко оскорбить принимающую сторону в первый же день своего пребывания в Берлине.

Во вторник, в считанные часы после своего вступления в должность посла, Гренелл высказался в Твиттере о поддержке решения президента США разорвать ядерную сделку с Ираном: «Санкции Соединенных Штатов будут нацелены на важнейшие сектора экономики Ирана. Немецкие компании, занимающиеся бизнесом в Иране, должны свернуть свою деятельность немедленно». Реакция Германии была быстрой и суровой, так как в политических кругах заметили, что новый посол США в Берлине явно считает себя скорее колониальным губернатором, чем партнером. Друзьям не отдают приказы, публично указывая, что делать.

В самой вежливой форме свое негодование высказал по этому поводу Вольфганг Ишингер, проработавший полдесятилетия в качестве посла Германии в Вашингтоне. Он записал в Твиттере: «Рик, мой Вам совет, учитывая мой многолетний опыт работы послом: разъясняйте политику своей страны и „обрабатывайте“ принимающую страну, но никогда не говорите последней, что делать, если хотите избежать неприятностей. Немцы готовы слушать, но следовать инструкциям они не станут». На это Гренелл неубедительно ответил, что он лишь повторил то, что было сказано ему Белым домом. Учитывая отношение немцев к оправданию «Я лишь выполнял приказы», это никак не помогло исправить положение.

В первый же день своего пребывания на посту посла Рик Гренелл испортил отношения с Германией, действуя как задиристый агент Трампа — так его охарактеризовали недоброжелатели. Теперь становится понятным, почему контролируемому республиканцами Сенату потребовалось так много времени для утверждения его назначения на эту должность. Любой нормальный Белый дом теперь отозвал бы посла Гренелла в Вашингтон «для консультаций» и принял бы меры к тому, чтобы он никогда больше не вернулся в Берлин. Правда, любой нормальный Белый дом никогда бы и не назначил на столь важный дипломатический пост такого невежественного и умственно отсталого типа, как Гренелл.

Проблема Рика Гренелла больше, чем только отсутствие манер и понимания того, что есть дипломатия, и как она осуществляется. Многие годы он зарабатывал себе на жизнь тем, что работал в качестве консультанта и советника. В 2009 году он основал компанию Capitоl Media Partners c офисами в Лос-Анжелесе, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Вашингтоне (округ Колумбия) для того, чтобы помогать клиентам налаживать «стратегические международные связи». Гренелл может похвастаться тем, что его «клиенты не только из США, но и из Ирана, Казахстана, Демократической Республики Конго, Сомали, Китая, Австралии, Восточного Тимора и из многих стран Европы». Сегодня, когда такие близкие соратники Трампа, как Пол Манафорт и Майкл Флинн, поимели проблемы с законом, не предоставив Министерству юстиции США информацию о доходах в соответствие с Законом о регистрации иностранных агентов, известным как FARA, правомерно задать вопрос, соблюдал ли Гренелл в своей деятельности законодательные нормы.

Кроме того, что означает «из многих стран Европы»? Здесь мы должны поговорить о Молдове, отсталой маленькой стране, о которой мало кто из американцев задумывался когда-либо, но которая стала предметом краткого, повышенного интереса Гренелла незадолго до наших выборов в 2016 году. Беднейший уголок Европы со средней заплатой не более 200 долларов в месяц, Молдова едва ли имеет дееспособную легитимную экономику, а ключевым словом, характеризующим эту бывшую советскую республику, является «безнадежность». Эта страна известна своей бесконтрольной коррупцией и преступностью, а особенно своей зловещей ролью в незаконной сексуальной работорговле. Основной отраслью Молдовы является продажа ее молодых женщин, часто детей, торговцам людьми, которые рассылают их для сексуальной эксплуатации по всему миру.

Гренелл, по всей видимости, не проявлял интереса к этой проблемной стране до или после того, как по странной случайности с середины августа до середины сентября 2016 года опубликовал в Америке четыре обзора, где превозносил добродетели Молдовы. По словам Гренелла, храбрая маленькая Молдова противостоит нелегальному российскому влиянию. Не правда ли, странный выпад, учитывая общую авторскую тенденцию к грубому «забиванию» на обвинения Кремля в злоупотреблениях, когда они относились и к президенту Трампу. Для любого, кто разбирался в грязной и путаной политике Молдовы (таких в Америке немного) было понятно, что Гренелл просто собирался отстаивать Владимира Плахотнюка, самого влиятельного политического игрока в Молдове и к тому же богатейшего олигарха страны.

Летом 2016 года сказочно прекрасная жизнь Плахотнюка как «самого страшного магната своей страны» (говоря словами New York Times, назвавшей его «самой страшной фигурой в Молдове, номинально прозападным магнатом с на столько пропитанной ядом репутацией, что даже его политические друзья обычно старались на публике держаться от него на определенном расстоянии») пошла пятнами, когда Михаил Гофман, главный по противодействию коррупции в стране, обнародовал некоторые детали этой жизни. Стремясь обеспечить себе безопасную жизнь в Америке, Гофман разъяснил ФБР, каким образом Плахотнюк курировал кражу 1 миллиарда долларов из государственной казны — 1/8 всего ВВП страны — а потом отмыл этот миллиард с помощью Кремля. Страхи Гофмана за свое будущее были вполне обоснованными. Ведь когда бывший премьер-министр Молдовы Влад Филат, искренний противник Кремля, осудил Плахотнюка за роль, которую тот сыграл в краже 1 миллиарда долларов, то он, по общему мнению, был арестован и приговорен к 9 годам лишения по приказу Плахотнюка.

Информация Гофмана, которая подтвердила то, что ранее подозревали многие западные разведслужбы, разрушила бережно созданный Плахотнюком миф о его «прозападности», в частности, в качестве главы Демократической партии Молдовы, которой удается контролировать политику страны несмотря на то, что ни на одних выборах ей не удалось получить и пятую часть голосов. Если верить Интерполу, фактически, Плахотнюк, которого можно было бы назвать «молдавским Дональдом Трампом», давно уже в одной постели с российской организованной преступностью, в частности, с пресловутым Солнцевским Братством во главе с Семеном Могилевичем.

Тем не менее, в своих обзорах 2016 года Гренелл настаивал на том, что Гофман ошибается, а Плахотнюк — действительно прозападный политик, которого атакует Кремль. Гренелл, ошибочно обвинявший Гофмана в том, что тот подвержен российскому влиянию (как он выразился, «бывшего молдавского чиновника, связанного с Россией и работающего под маской информатора»), даже выступал с враждебной критикой против американского конгрессмена Рэнди Вебера, клеймя его как про-кремлёвца, тогда как республиканец из Техаса пытался помочь Гофману разоблачить молдавскую преступность и коррупцию. За две недели до выборов 2016 года Гренелл заявил в интервью, что Вебер «не ведает, что творит», ставя жирный крест на резолюции конгрессмена по Молдове, критиковавшую Плахотнюка, «явно составленную кем-то пророссийским, кто ведёт наступление на единственную проевропейскую группу в Молдове».

Возникает вопрос, почему у Гренелла внезапно возникла страстная необходимость защитить Влада Плахотнюка. Судя по всему, это не было благотворительным актом, но Гренелл не раскрыл, что побудило его организовывать столь энергичную публичную защиту главного олигарха и криминального авторитета Молдовы. Формы финансовой отчетности, представленные Гренеллом для его назначения на пост посла в Берлине, показывают, что за прошлый год Гренелл заработал в компании Capitоl Media Partners 688 362 доллара на политическом консалтинге. Однако для кого он проводился неясно.

Вместе с тем ключ к разгадке скрыт в списке организаций, от которых Гренелл получил более 5 000 долларов. И прежде всего, это касается Arthur J. Finkelstein & Associates. Легендарный американский политический деятель, республиканец Артур Финкельштейн, сыграл определенную роль во вхождении Рональда Рейгана в Белый дом, впоследствии занявшись торговлей по всему миру. Как известно, Финкельштейн круто развернул и политическую карьеру Б. Нетаньяху, перестроив израильскую политику в 90-е годы. Финкельштейн и Гренелл были близки, причем первый был наставником для последнего. Фирма Финкельштейна также работала в Молдове уже в 2014 году и была известна западной разведке как имевшая связи с Плахотнюком. Однако Артур Финкельштейн умер прошлым летом и уже не сможет рассказать, что Рик Гренелл сделал для него, чтобы получить платеж в размере более 5 000 долларов.

Это весьма важно, поскольку Плахотнюк не просто коррумпированный олигарх, который обвиняется в том, что без всякого зазрения совести обокрал свою и без того беднейшую страну. Он также является торговцев людьми, фактически главным по этой части в Молдове. В 2012 году, опираясь на результаты итальянского запроса, Интерпол признал его ведущую роль в торговле людьми. Хотя Плахотнюку никогда не выдвигали подобные обвинения, что неудивительно, учитывая его влияние на молдавские крайне коррумпированные судебные органы. Сергей Мокану является одним из немногих молдавских политиков, не побоявшихся открыто заявить: «Плахотнюк был вовлечен в торговлю людьми, он поставлял клиентов и получал доход от этого бизнеса».

Что же такое на самом деле Плахотнюк — один из самых плохо скрываемых секретов Восточной Европы. Его криминальная деятельность хорошо известна разведывательным и полицейским службам Запада. Если же посол Гренелл защищал Плахотнюка за деньги, американская общественность заслуживает знать, сколько и от кого он их получил. Разоблачение должно было состояться еще во время процесса утверждения Сенатом Гренелла на должность посла. Почему этого не произошло, тоже следует спросить.

Источник

1 комментарий
avatar
Чувак, ты бы представился для начала. А твоя унылая копипаста никому не интересна.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.