avatar

И снова о Марке Шагале

Думаю, многие в курсе, что я не в восторге от творчества Марка Захаровича Шагала (Мов(й)шы Хацкелевича Сегаля). Возможно, мне не дано понимать высокое искусство. А возможно я излишне хорошо представляю процесс промоушна, возникшего в своё время на интересе запада к искусству революционной Росии. Это тем не менее никаким образом не может влиять на очевидный факт: Шагал – звезда мировой величины, а я вчера два часа объяснял членам жилищного кооператива принцип балансировки системы отопления.
Кстати, не стоит искать в моём отношении к художнику неких проявлений махрового антисемитизма, поскольку я в курсе, что на поприще постреволюционного продвижения новых веяний в живописи больше всех преуспел юноша с совсем неиудейским именем Казимир. С помощью рейсшины, малярной кисти и нескольких баночек туши, он чётко продемонстрировал, кто здесь поц, а кто таки умеет делать хороший гешефт, разводя лохов и кроликов :).
То, что Шагал не интересен мне как художник, совсем не умаляет моего к нему интереса с позиции краеведа-надомника. Ну, не мог я пройти мимо явных нестыковок в канонической версии биографии Мойши Хацкелевича, в частности ранних лет, связанных с Витебском и Лиозно. Тут, пожалуй, самое место высказать своё «фе» руководству-администрации дома-музея. Для энтузиастов вы, господа, слишком жадные. Объясню. Если биографии строятся на неких фактах, и у дома-музея есть архивные документы, что-то подтверждающие (или опровергающие), то почему бы не выложить их в открытый доступ.
Я рад, что у вас есть планировка послевоенной перестройки дома-музея, но почему бы её не сделать кликабельной? Чтобы желающие могли самостоятельно изучить и сделать собственные выводы, а не полагаться на ваше мнение. Которое, кстати, совсем не обязательно является объективным. Что собственно и подтвердила всплывшая вчера в дискуссии freebloger.by/rezoner/976.html информация о «летних» домиках. Я никого не хочу обидеть, но формировать картину, базируясь на мнении кого-то только потому, что «он тут работает», как минимум странно.
К принципиальным нестыковкам. Допускаю, что в революционной России по ряду причин молодому художнику больше подходил отец-пролетарий (грузчик рыбной лавки, рабочий на рыбном складе). Но нам то эти уловки к чему?

Согласитесь, Хацкель Мордухай Шагал (мужчина в центре фото) не особо тянет на грузчика. Для тех, кто считает, что внешность не может быть показателем социального статуса, сообщу, что Хацкель Шагал происходит из семьи известного и уважаемого в Лиозно преподавателя хедера (начальной религиозной школы) Мордуха-Давида сына Иосифа. В «Общем списке евреев мужского пола, живущих в 1-й части Витебска» от 1874 году (позже семья переблалась в Лиозно) дед художника Сегаль Давид Иоселевич, помечен как «бабиновичский мещанин, домовладелец».
Свою родословную предки художника ведут от Хаима-Айзика Сегаля, сына Исаака, родившегося в Слуцке и получившего известность тем, что в начале XVIII века (около 1710 года) он расписал две деревянные синагоги в Могилеве и Копыле. Существует легенда, что по окончании работ на одной из них он упал с лесов и разбился. Фамилия «Сегаль» – ивритская аббревиатура слов «сган Леви» («колено Леви»), намекает на то, что её носитель – потомок служителя Храма. В ходе русификации Сегаль трансформировался в Шагала.
О том, что лиозненские Шагалы были людьми небедными свидетельствует и то, что дядя художника – парикмахер Залман (Зусь) Шагал уже в начале 20-го века имел собственный 2-х этажный дом, на первом этаже которого размещалась парикмахерская, а второй был жилым. Другой дядя, Борух Шагал, держал в Лиозно галантерейную лавку.
Показательным является и брак родителей художника: Хацкель-Мордухай Шагал и Фейга-Ита Чернина приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Случай нередкий в еврейской среде тех времён: зачем выводить капитал из семьи :). Мендель Чернин – дед художника по линии матери держал в Лиозно мясную лавку. После того как в 1886 году умерли его жена и Мордух-Давид Шагал, Мендель женился на вдове последнего. Таким образом Шагалы и Чернины породнились ещё раз.
На приданое Фейги-Иты молодожёны приобрели (или арендовали) лавку (в разных источниках бакалейную либо рыбную) в 3-ей части Витебска на Песковатике. Формально лавкой управляла Фейга-Ита, однако с учётом того, что в семье со временем родилось 9 детей, есть серьёзные основания полагать, что фактически руководил бизнесом (или как минимум выполнял функции приказчика) отец художника – Хацкель-Мордухай Шагал.
(Продолжение следует)
7 комментариев
avatar
Спасибо, очень интересный пост.
И по поводу документов. Подозреваю, что их и в природе не существует. Потому что вполне можно было бы выставить качественные копии, это ведь обычная музейная практика. А тут, видимо, и копии делать не с чего.
avatar
Да нет, есть в архивах кое-какие документы. На них ссылаются разные источники, независимо друг от друга.
avatar
Можно съездить в архив и самостоятельно ознакомиться.
Никто не будет выкладывать немногочисленные документы в общий доступ, отбирая у себя хлеб. :)

PS
Теория зажиточности семьи Шагалов весьма хлипкая, и строится лишь на догадках — родственники, внешность отца (по мне — типичный приодетый работяга на фото)… да и всё. Однако, при наличии ссылок на источники, она имеет право на существование. Чем больше обсуждений — тем лучше.
avatar
«Никто не будет выкладывать немногочисленные документы в общий доступ, отбирая у себя хлеб. :)»
Разумная позиция, но тогда не надо сказок об энтузиастах ;).
Что касается социального положения семьи художника, то даже те данные, которые известны, не позволяют сомневаться: торговцы средней руки. Я в продолжении разовью мысль, сейчас не хочу тратить своё и Ваше время.
avatar
Именно! Торговцы средней руки. А не богатые люди.
Вообще нормальная прослойка в Российской Империи.
Работать, не ожидая подачек, заниматься несколькими видами деятельности, было не стыдно.
Это коммуняки придумали, что в досоветское время все были ущемлёнными голодранцами.

не надо сказок об энтузиастах

Нисколько не привираю. Что до энтузиастов — непрофессиональные историки тоже ходят по архивам, правда, научная интерпретация фактов иногда хромает. Т.е. это очень похвально, но малоценно для академической науки. А вот для общественности — наоборот, хорошо. Они ближе к народу и пипл охотнее прочитает статью краеведа типа вас, чем выкладки с многочисленными ссылками на архивные тома. Это скучно, занудно и написано скупым языком без оборотов вроде «нехочу никого обижать» :), зато очень помогает популяризации отдельных персоналий и явлений.
avatar
Разумная позиция, но тогда не надо сказок об энтузиастах ;).
Исаев? Шеин? Уланов? Не, не слышал
avatar
Прочитала на одном дыхании. Спасибо, буду ждать продолжения.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.