avatar

Витебские историйки: историйка 9.

Может ли Витебский военкомат до неожиданных перемен изменить жизненный курс человека? Задержать человека в его жизненных перипетиях и навсегда связать судьбу задержанного с находящимся в его попечении градом?

Именно это случилось с героем очередной историйки. Правда, случилось это около 100 лет назад. Крестьянин с деревни под Слуцком очень хотел быть учителем. Несвижская учительская семинария, Виленский учительский институт: физмат. Но тут начинается 1-я мировая война, приходится брать в руки оружие, а не указку и мел. Так физмат оказывается незаконченным. Тем не менее образование пригодилось, ведь к концу войны — это уже руководитель делопроизводства отдела обеспечения Витебского губернского военкомата.

Длительная и изнуряющая война все же не заглушила желание быть полезным детям. В стране бурно цветет революция, а у него в мыслях — обучать. Так он с должности руководителя вновь уходит в студенты — в Витебский учительский институт: теперь уже физхим. А вместе с этим и работает учителем в школах.

Но если бы только это. Студент физхима обнаруживает в себе еще и художественный талант. И за учебным мольбертом в местном худучилище отныне можно было увидеть не только привычного четырнадцатилетнего подростка, но и тридцатилетнего детину. Детина неожиданно для себя попал во время расцвета искусств в Витебске. 1920 год: Шагал, Малевич. И надо сказать, до сих пор неизвестно, стал ли наш детина горячим поклонником «черных квадратов». Об этом по сию пору среди искусствоведов ведутся споры. А ранее вообще нашему герою приписывали вину в упадке супрематизма. Но одно известно, что наш герой был в числе первых вошедших в творческий комитет «уновисцев» («Утвердителей нового искусства»). И он вместе с Малевичем и учениками представлял витебскую школу на международных конференциях в Москве.

Кризис витебской школы привел к массовому выезду из города выдающихся педагогов. Уехали Шагал, Малевич, их преданные ученики. Художественный институт оставила и его руководитель Ермолаева. А наш герой остался. Кому-то надо было руководить оставшимся без преподавателей, а кроме того, и без финансовой гос. поддержки институтом. Тогда-то наш герой и пригласил в институт преподавать старших академических учителей города — Юделя Пэна со своими воспитанниками. Что продлило существование художественного института на пару лет. Но судьбу учреждения не спас и возврат к традиционному письму, к реализму. Самой большой потерей стала утрата помещения дома банкира Израиля Вольфовича Вишняка. Да-да, знаменательного здания — одного из немногих, которому современный Витебск решил сохранить память. Ровно через 100 лет после постройки этого здания городская администрация решится на его реконструкцию с целью создания в нем музея истории народного художественного училища. Так вот потеря этого здания для художественного института и сопутствующие перемены привели к освобождению от должности руководителя нашего героя.

Куда податься теперь? Да туда же. Наш герой не теряет из виду свой жизненный горизонт. И вновь уходит в учителя. Правда, белорусского языка и литературы. В стране бурно расцвела национальная идея и учитель ей загорелся. Он так и называл себя «природный белорус». А официальному имени Иван стал предпочитать белорусскоязычную форму — Янка.

Но и эксперимент с национальной идеей стране советов в итоге не понравился. И учителя попросили вновь заняться преподаванием искусств. И все бы хорошо. Ведь пронеслись же мимо его репрессии, связанные с белорусской национальной интеллигенцией. А вот второй вихрь репрессий не прошел мимо. За то, что наш герой родился в местности, после 1921 года (т.е. спустя свыше 30 лет после его рождения) относящейся к территории Польши, он был обвинен в участии в шпионской организации «Польская организация войсковая». И расстрелян 4 ноября 1937 года недалеко от Витебска.

Увы, репрессии уничтожили его и его наследие. Осталась только одна картина, пережившая своего автора — «Кубизм» Ивана Гавриса. И находится она в Краснодарском музее. Ну что ж, может он о большем и не мечтал. Себя он, возможно, хотел оставить вовсе не в материальных предметах, а в своих учениках, ради которых он и выбрал свой жизненный путь учителя.
8 комментариев
avatar
Спасибо Вам за такие интересные страницы на Фриблогере.
avatar
Кто угадает (именно угадает, не зная) название этой картины?

avatar
Это чей-то портрет или автопортрет?
avatar
Охренеть. Ты, видимо, поклонник кубизма.
Да, это К. С. Малевич. Портрет И. В. Клюна (“Строитель”). 1913.
avatar
там один глаз просматривается)))
avatar
Портрет любимой?))
avatar
Возможно и такое :-D
avatar
Смело вы однако додумываете за других людей…
В следующий раз будет жирный минус.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.