avatar

Народное творчество

Народное творчество только считается результатом деятельности простых людей.
На самом деле сказки писали профессиональные писатели, «народные промыслы», это не плод доморощенного самоучки, а результат работы мануфактур по строжайшим лекалам и канонам.

В реальности творения людей от сохи, это африканские клумбы из автомобильных покрышек и украшения из пластиковых бутылок.
Недавно писали как на Витебщине один пенсионер-правоохранитель решил установить валун-памятник на месте сожженной немцами родной деревни. Точнее он его установил, но власти регистрировать отказываются. Зачем им лишняя обуза.
А вот что было бы если бы разрешали жителям самим лепить памятники?

Такое место есть. Это Копти. Их наши отвоевали 26-27 декабря 1943 года и до начала операции «Багратион», до 23 июня 1944 года прямо за ними стояла линия фронта, т.е. ровно полгода окопной войны.
Соответственно, очень много погибших, много людей именно там проявили реальный героизм и, конечно, всё это заслуживает мемориала.

Через десятки лет насыпали холм, поставили на него как и положено танк, к военным захоронениям и памятникам добавили новых, уже современных. Подключились престарелые ветераны и в итоге получился целый комплекс из самодельных памятников.
Всего их примерно шестьдесят. Все в народном стиле.


Общий вид.


Послевоенные пирамидки.


Они же, вид спереди.


Вид сбоку.


Еще


Памятный знак.


Герою СССР Петру Галецкому


Герою СССР Георгию Григорьеву. Мазуринский стиль.


Памятник стратегам.


Ромашишки

Дошло до того, что поставили Yпамятник «артиллеристу Якову Джугашвили»


Потом вспомнили и летчика Василия Сталина.


Для сравнения — там же. Памятник тоже «на средства меценатов», но выполненный профессиональным скульптором.
7 комментариев
avatar
о, у Виктора Демьяновича Терещенко я бывал многократно, но в ту пору, когда не ценил всю кладезь, которую мне ветеран мог раскрыть. его непоседливость — это большой задел в создании и сохранении всей этой коптинской памяти в камнях.
avatar
Я так и понял, что именно он пробил разрешения, а потом уже всё пошло по накатанной или точнее по нарастающей.
У нас обычно всё держится на энтузиазме подвижников, да и чиновникам проще когда имеют прецедент.

Я кстати бывал в Коптях, но про мемориал мне как-то не говорили. Помню, рассказывали про энергичного директора свинокомплекса, местного «царя, Бога и воинского начальника».
avatar
прискробно, что если у него не будет преемников, то велика вероятность зарасти мхом этим произведениям народной памяти. поддерживать 60 памятников — да даже местной школе это будет в тягость.
avatar
Интересно, что там со свинокомлексом. Его из-за африканской чумы закрывали и какой-то срок давали на дезинфекцию.
Градообразующее предприятие для агрогородка.
avatar
Я там был поди уже больше 10 лет назад. Мне казалось, что все местные в город ездят работать.
avatar
из последнего про Виктора Демьяновича. старику уже больше 90 лет.
avatar
Ооо, какие оградки… Кто то после этого будет утверждать, что белорусы и русские — разные народы при идентичности традиций погребения?

diunov.livejournal.com/418112.html
В минувшие длинные выходные я посетил одно из городских старых кладбищ. Естественно, с особым интересом изучил сохранившуюся с XIX в. старую часть кладбища (к сожалению она очень невелика) и обнаружил интересные закономерности, о которых и пойдет речь.

Самые древние памятники относятся ко второй четверти XIX в. все они довольно похожи и вероятно представляют типаж русских надгобий XIX в. При этом они совершенно непохожи на надгробия более позднего времени и одновременно на западно-европейские памятники этого же периода.…
Параллельно существует еще один тип памятников в свою очередь имеющий прямые аналогии в европейских средневековых надгробиях благородных родов, то есть массивные гранитные или мраморные надгробия с рельефными изображениями или без них…
При этом декор надгробий совершенно не похож на более привычные нам образцы. Портретные изображения не встречаются абсолютно, даже сохранившаяся скульптура это изображения ангелов. Изображения крестов или отсутствуют вовсе или очень ограничены. В целом декор минималистичен и лишен показной декоративности, которую легко найти на европейских надгробиях XVIII-XIX в.

А теперь от научно-описательной части перейдем к культуре и политике. Собственно написать об этом можно было давно, выводы такие я сделал отнюдь не вчера, нужен был лишь некий этнографо-исторический импульс.

В истории и археологии принято считать, что смена традиций погребения это самое надежное доказательство того, что на определенной территории полностью сменился народ, живущий на ней или с народом произошло что то крайне революционное, например — он сменил религию. Так вот, то что происходит с культурой захоронения при советской власти (да и сейчас) это прямое доказательство того, что большая часть населения России, русским людьми является лишь по названию. Если пребывание в старой части кладбища навевает меланхолическое желание ходить по тропинкам и смотреть на древние могильные камни, то то, что творится в советской части кладбища это какой то ад, из которого хочется убежать и забыть что ты там был.

Мы встретим там ужасные памятники советской эпохи: либо жестяные песочницы и приваренные к ним масонские пирамидки, или бездарные клумбочки с вертикальными камнями из гранитной крошки, либо все те же клумбочки но вместо вертикальной плтиы либо уже упомянутая пирамидка или (уже в последние 20 лет) крест сваренный из железных полос или отлитый из той же гранитной крошки, все это скучено так, будто бы мы живем не в обширной России, а в крошечном европейском государстве площадью с наш уезд. Но при этом на европейских кладбищах такого кошмара нет, а у нас есть. Откуда это? Такое ощущение, что это делалось вполне осознанно и с каким то определенными целями.
И все это на фоне главного кошмара — оградок. Оградки в советско-новорусском кладбище везде. Они похоже демонстрируют последнее желание из-за могильного покрова протянуть костлявую руку смерти и ухватить в «собственность» как можно больше того, чего людям не хватало при жизни — земли. Все эти ограды от проржавевших и покосившихся советских до монументально гранитно-бронзовых новорусских перекраивают территорию на свой лад и показывают всем прохожим, что устроителям погребений полностью наплевать на всё, кроме той могилы, которую они обустраивали. Откуда эта дикость в России, где в старой части кладбища нет никаких варварских оград…

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.