avatar

Мая Лучоса 2

В совершенно неожиданную для себя экскурсию попал сегодня. Организовал ее один из священников нашего храма — Георгий Ребров. И посвящена она была моему любимому району — Лучесе. За историческую достоверность всех услышанных историй ручаться не буду. Хотя гид и сам, в свою очередь, был достаточно сдержан и осторожен.

Стартовали с нашего приходского храма Андрея Первозванного, сделали небольшую остановку у строящегося храма арх. Михаила. Эти этапы пропущу.

Пришли на пустырь, который находится за «Автоканом». Тут и началось введение в историю фольварка Лукишек. Я совсем не знал об этой части истории Витебска. Сам пустырь наш экскурсовод назвал аптечно-парковой зоной былых Лукишек. Т.е. там, где сейчас пустырь, в свое время было огороженное пространство для лугового разнотравья, используемого в траволечебных целях фольварковых жителей.

О самом фольварке можно прочитать в Витебской энциклопедии, поэтому углубляться не вижу смысла.

Быстро мы одолели этот участок, при этом переход делали в положенных местах, к примеру по настилу при преодолении железнодорожного полотна. Заостряю внимание, поскольку сам перехожу там железную дорогу в неположенных местах, за что был штрафован сотрудниками транспортной милиции.

Очень быстро мы оказались на улице Шмырева. Я уже по мере житья достаточно сильно проник нутром в правую часть района Лучесы, хотя бывал раньше и в левой части. Но нынешняя прогулка сделала для меня столько открытий, сколько одновременно я давно уже не получал. Сперва каштановая аллея в парке батьки Миная, его памятник, соседствующее жительство единственного оставшегося в живых и уже давно не ребенка партизана — Зинаиды Минаевны. Невероятно малых размеров придорожное здание 43-й школы с башней танка Т-70 во дворе, найденного не так уж и давно недалеко в Лучесе. Затем ансамбль пришедших в непригодность зданий бывшей школы для детей с отставанием в развитии.

А потом мы пришли в спецшколу для детей с недостатками слуха, где были любезно, гостеприимно и очень добродушно встречены солнечным директором школы — Светланой Валерьевной. Дело в том, что наш экскурсовод тесно связан с этой категорией людей, особо нуждающихся в социальной поддержке. Поэтому мы провели в школе достаточно долгое время, где были переданы на экскурсионное попечение директору. Светлана Валерьевна очень тонко (до какой-то невероятной глубины, насколько мог позволить такой формат знакомства) ввела в курс дела школьных забот, повседневного быта этих детей. Я чувствовал, что мои глаза мокрели, и пытался всячески скрыть эту излишнюю сентиментальность. Побродив по коридорам, осмотрев классы учебного и учебно-прикладного назначения, квартиры «постояльцев» и впечатлившись уютом, мастерством и чувством глубокой заботы о мире неслышащих, мы попили чайку в кабинете, где директор позволила себе еще большую интимность в рассказе о тех, кто вверен ее попечению.

Завершив с чаем, мы отправились на просмотр мест, составлявших заключительную часть нашей экскурсии. За зданием спецшколы для слабослышаших открывались новые для меня исторические места. Яблочный сад, сразу начинавшийся за забором, ограничивающим спортивную территорию школы, оказывается рос на костях сотен жертв тюрьмы НКВД, когда-то располагавшейся в этой местности. Взяв левее, мы пришли к новой аллее, слегка указывающей на существование когда-то здесь еще одного исторического памятника. Начало аллеи открывало место существования Архиерейской дачи, а ее окончание приводило к месту расположения храма Ефросинии Полоцкой. Пожалуй, кроме аллеи и заверений нашего первоначального гида ничто не могло бы нам доказать, что тут раньше что-то было из культовых сооружений. Но оснований не доверять узнанному не было. Спускаясь по аллее к Лучесе, невозможно было не заметить боковым зрением, что левее возможного расположения храма Ефросинии располагался пруд (или маленькое озерцо). Нынче он выглядел уже в достаточно запущенном состоянии. И это единственное, что несколько омрачало весь комплекс уже дичающей, но еще достаточно уютной парковой зоны этого места.

Я понял, что врастаю в свой район еще больше. И даже не знаю, хорошо ли это.
20 комментариев
avatar
Кстати, 18 сентября годовщина сожжения Витебска войсками Петра Первого (в 1708 году).

За «Архирейскую дачу» спасибо. Я знал, что она располагалась на этом берегу, но где именно не мог найти.
В двадцатые годы, как я понимаю, её переименовали в «Архитектурную дачу». Там находилась школа—коммуна им. Крупской.
avatar
где именно не мог найти.
Всё же уточню. Дача находилась на этом, выделенном красным, мысу или ближе к училищу, а может сразу за школой для слабослышащих?
Или сразу за домом Шмырева? там судя по карте что-то типа пруда есть.

avatar
Мы были сразу за школой для слабослышащих. И именно про этот участок Георгий Ребров говорил как об месте Архиерейской дачи. До территории, находящейся за ШОР,.мы не успели дойти. Вернее, потом еще они отправились куда-то дальше под дубы, но я был вынужден уже оставить компанию.
avatar
Ни разу в той стороне не прогуливался, нужно заполнить пробел)
avatar
Интересный материал. Сам ведь неподалёку живу, а столько нового узнал.
avatar
О! И я там была! Я все пыталась Вас узнать Дмитрий! Очень приятно. Я Юля, которая все это действо снимала на видео))
avatar
О, круто, неожиданная развиртуализация)

А видео же где-то будет потом представлено?
avatar
Да. Я еще не монтировала его. Пока не было времени. Потом обязательно вам напишу, когда смонтирую.
avatar
Хорошо, спасибо!
avatar
А можно будет сюда ссылочку?
avatar
Как сделаю — конечно!
avatar
Только сейчас сообразил. Если это «Архирейская дача», то ведь там был немецкий концлагерь для советских политработников.
Неужели в СССР никак не увековечили своих комиссаров? А может считали недостойными, должны были плену предпочесть харакири?
avatar
Да, оно самое. Перед войной тюрьма НКВД, а во время оккупации немцы ее приспособили под концлагерь. Место, надо сказать, требовало забвения у коммунистов. Ведь могли и не эвакуировать советских заключенных, а расстрелять во время начала войны. Поэтому наличие там возможных героев в лице комиссаров требовало скорее молчания и необходимости не раскрывать эти подробности существования тюрем.
avatar
Увековечили. Памятный знак стоит.
avatar
Это прямо за школой для слабослышащих или ближе к дому Шмырева?
avatar
За школой был памятный знак — подозреваю о нем речь идет, я к нему не подошел, не хотел отставать от группы.
avatar
Не могу найти ни одного фото, где был бы виден текст на знаке, только так:

vitnc.vitebsk-region.edu.by/sm.aspx?guid=18583
avatar
Как погода чуть лучше станет, прогуляюсь туда с фотоаппаратом. По дождю как-то не хочется таскаться)
avatar
Да, этот знак. Сразу за школой.
avatar
Жду видео ). Хочу посмотреть на «душевного» директора ).

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.