avatar

Я з вогненнай вёскі

Хатынь. колокола, списки. Пробирает до мурашек и воспитывает реальный патриотизм, когда ты видишь конкретные имена и названия конкретных сел.
Но в Витебске почему-то ориентируются на стандартные советские наборы. Обезличенный мемориал в память о некоем «подвиге народа», около него солдаты, печатающие шаг, чиновники, поправляющие ленты на венках и ветераны внутренних войск и милиции.

На самом деле «огненные деревни» не только вокруг Витебска, но уже и в черте города.
Почему не сделать пусть не мемориалы, но хотя бы поставить памятные знаки и главное, напоминать об этом людям?



Себяхи, сожжены дотла (все 57 дворов), убито 37 человек.
Тулово, сожжены (остался один двор из 103), убито 13 человек.
Чепино, деревенька у жд станции из 8 дворов сожжены 5, убиты 3 человека.
За телезаводом, деревни, вошедшие в город: Васюты (сожжены все 49 домов), Никрополье (сожжены 38 из 43 дворов).

Это не говоря о том, что очень много сожженных деревень, но проезжаешь и даже не догадываешься,

25 комментариев
avatar
Немец иранского происхождения пишет о своих впечатлениях о Хатыни.
Хатынь – это одна из деревень, которую сожгли немцы. Жителей согнали в сарай и подожгли, а тех, кто пытался убежать, сломав дверь, расстреляли из пулеметов. На входе стоит скульптура отца, который держит умершего сына. Ничего героического в его позе, вместо этого откровенная растерянность на его лице. Дома в деревне стояли не рядышком друг от друга, между ними были огромные расстояния. Теперь на месте каждого дома стоит фундамент и стилизованные ворота. Ворота всегда открыты, чтобы напоминать о традиционной гостеприимности деревенских. Вместо дымовой трубы возвышается колокольня, на ней имена убитых, у детей также указан возраст. В первом доме «из воздуха», который я посетил, жили три взрослых и шесть детей, пяти, семи, восьми, девяти, десяти и двенадцати лет. 50 метров дальше дом, который принадлежал одинокой женщине. И так далее, 26 колоколен в мертвой деревне.
Каждые 30 секунд звенит малый колокол – так, что будто слышишь детское затяжное похныкивание, которое пронизывает душу. Невозможно представить, что здесь кто–то мог бегать, прятаться, играть, как например, между памятниками убитым евреям в Берлине. Еще никогда я не бродил по такому мемориалу, такой деревни из воздуха, где насилие, скорбь и пустота так физически ощущались. И это сделано не за счет каких–то голливудских средств, как в Краковском музее Шиндлера или башне молчания в еврейском музее в Берлине. Это удалось только за счет силы художественной абстракции.
avatar
Памятные знаки тогда нужно ставить почти в любой деревне. Многие были сожжены дотла. И знаки такие стоят. Просто сожжённые, не возродившиеся после войны деревни в стороне от дорог, по которым можно проехать, до них не доберёшься, если не знаешь направления. Не дороги, а именно направления. Многие памятники просто зарастают, потому что поля не обрабатываются. Хорошо если памятник из бетона, но он тоже крошится от времени. Скорее всего ставили и деревянные знаки. Они уже сгнили за 70 лет.
avatar
Ну не знаю. Проезжал множество деревень и не разу не встречал упоминания, о том, что в годы войны она была сожжена.
Для примера, те что большинству известны:
Вороны,
Бабиничи,
Верховье,
Должа, Лосвидо,
практически все деревни в районе Октябрьского,
Б. Летцы, Старое Село,

По уму, об этом должны и в школах учить, и поминать при каждом удобном случае. А у нас, если памятники и есть, то о них никто и не знает.

С другой стороны, вдалбливают абсолютно несуразные фамилии и названия.
В Витебске одиннадцать улиц Бебеля, 14 улиц Крупской, девять — Куйбышева и тому подобный бред.
avatar
Эти все деревни — центры колхозов и совхозов, центральные усадьбы. Писал уже как-то: в 60-х многие деревни объявили неперспективными. В них не давали людям строится. Строится можно было только в перспективной деревне. В неперспективных же остались послевоенные халупы, в которых доживали свой век старики. Молодёжь уезжала или в город или в перспективную деревню, где строили себе дома. Нынешнее населениие всех перечисленных выше деревень скорее всего выходцы из неперспективных.

Ещё момент, если деревня после войны восстановилась, люди туда вернулись, то они жили будущим. Все прекрасно помнили, что было в войну. Если зайти на деревенское кладбище, то там будут ряды могил 1942-1943 годов. Для местных жителей это и был памятный знак.

Памятники ставили там, где деревни не осталось, где сожгли всех. Волчки, Дуброво, Малыжено. Яновичи

За этими памятниками как раз таки ухаживают, а находятся они далеко от деревень, далеко от асфальта. В Волчках памятник несколько лет назад заменили. И детей туда из местной школы возят, в районной газете периодически вспоминают, пишут статьи. Уверен, что в других местах так же. Вот умрут те, кто после войны родился, кто слышал рассказы стариков и выживших, тогда эти памятники забросят.

В каждом районе такие деревни есть. Но до них трудно добраться, не зная куда ехать
avatar
Вы делаете упор на добросердечии односельчан, а я считаю, что памятный знак в каждой сожженной деревне, это прямая обязанность властей.
Потому что деревни сжигали именно за содействие партизанам, отрядам воевавшим за одну из сторон межгосударственного конфликта.
avatar
Надо учитывать как сжигали деревни.Как я понимаю вы пользуетесь этой базой.

Здесь наша деревня упоминается как сожжённая дважды: в 1942 и 1943. В 1942 только сожги дома, людей не убивали. А в 1943 подошёл фронт. Немцы начали работать над созданием укреплений для обороны Витебска. Всех местных, кто мог ходить, собрали и погнали на запад, дома сожгли.

По Бабиничам Витебского района из этой базы: сожжены в декабре 1943, убито 7 человек.
Старое Село: год разрушения 1944, убито 18
Верховье: убито 75 в 1942. Если верить витебской энциклопедии, памятник там есть.

Уверен, что в местах массовых расправ памятники стоят, но не всегда они видны неместному
avatar
Каратели убили 75 человек в Верховье, а стелу поставили в Рубе на ул. Верховской.
Так чиновникам удобней. Издевательство над здравым смыслом.
avatar
Ну я даже не знаю, что вам сказать. Если верить витебской энциклопедии, памятник стоит на могиле. В той же базе есть архивный документ 1943 года о злодеяниях фашистов.

Памятник стоит на своём месте.
avatar
Действительно, это у меня в голове перемешалось.
Всегда считал, что Руба, это Руба, а Верховье само по себе, а оказывается Верховье это Руба-2.
avatar
Тут ещё момент. Многие деревни, могли иметь одно и то же название.

Есть в Витебском районе деревня Войтово. До коллективизации километрах в 10-ти от него было ещё одно Войтово. На довоенной карте эти две деревни есть.

вот список посёлков по Королёвской
волости

вот по Вымнянской

И там и там есть населённый пункт Войтово (Войтава по-белорусски). Между деревнями по прямой километров 10, а название одно и то же.

Путаница запросто может произойти, если искать конкретную информацию. Всегда нужно всё перепроверять, в том числе и на местности.
avatar
Вот ссылка

Если ему верить, то полно памятников на месте сожжённых деревень
avatar
Это всё воинские братские могилы.
В Витебском районе я нашел только одно Место сожженной немецко-фашистскими Бывшая д.Лычнево,
захватчиками деревни. 1988 г. Запольский сельсовет


По области есть, но наверняка процент примерно похожий.
Есть даже мини-Хатынь в Докшицком районе — Мемориальный комплекс «Шуневка»
это конечно здорово, но мне кажется упор нужно делать не на величине мемориала, а на его необходимости.
Как и с криминалом, важна не тяжесть наказания, а его неотвратимость,
так и тут, главное не помпезность, а сам факт, что страдания граждан во имя государства, это самое государство помнит и ценит.
avatar
Так а чем вас не устраивают Волчки, Малыжено, Дуброво, Яновичи. Выше в комментарии ссылки с фотографиями. Это только то, что я знаю. Всё находится в одной местности. Уверен, полно таких мемориалов
avatar
Конечно, устраивают, я отвечал на конкретную ссылку. По ней что-то не нашел. Может, плохо искал.
Понятно, что памятники должны быть даже по теории вероятности.
163 деревни в Витебском районе, это ведь не Богом забытая глухомань, в каких-то местах обязательно должны быть порядочные руководители-патриоты.
avatar
Полоцкий район:
Место сожженной немецко-фашистскими Бывшая д.Козловцы,
захватчиками деревни. 1987 г. Азинский сельсовет

Место сожженной немецко-фашистскими Бывшая д.Царево,
захватчиками деревни. 1987 г. Вороничский сельсовет

Место сожжённой немецко-фашистскими Бывшая д.Заторцы,
захватчиками деревни. 1987 г. Шпаковщинский сельсовет

На этом форуме, как я понимаю, сидят энтузиасты. Вряд ли там будет полный список памятников
avatar
Ну да, я и говорю, процент памятников должен быть по области сопоставимый.
В Витебском районе на 163 деревни один, в Полоцком на 186 — три памятника.
В целом один-два процента, ну пусть есть неучтенные на месте внеосстановленных деревень умножаем еще на три, всё равно получается 5%.

Факт остаётся фактом, кто в Витебске знает, что Себяхи, Никрополье и Тулово сжигались карателями? Почему в Витебске патриотическое воспитание зациклено на списанной технике в Парке Победителей и на солдатской каше из полевой кухни?
avatar
В Витебском районе, конечно, пять памятников, опять про те четыре забыл.
avatar
Ну, слушайте если вы памятников в интернете на нашли, это не значит, что их нет, не значит, что за ними не ухаживают.
Вот по Городокскому району ссылка. Просто надо спрашивать у местных жителей.

И во все эти места обычно добраться трудно.

Ну и не все памятники зарегистрированы. Нужно общаться с местными, чтобы их найти. Если погибло много людей, то велика вероятность, что такие памятники есть.
avatar
Возможно, Chester может что-то добавить по окрестностям Суража. Да и sesitsky как охотник может знать такие места.
avatar
Да и sesitsky как охотник может знать такие места.

Не скажу за Витобласть, а в Ленобласти таких лесных памятников просто полно. В массе своей боевых, типа Безымянному солдату и братских могил. Зачастую покрашенных свежей серебрянкой, и с завядшими но цветами. Просто в глухой чаще без всяких к ним тропинок. Порой не пробраться и с пяти метров не увидеть. Либо знать нужно, либо случайно выйти в лоб.
ПС. Ленобласть тоже была вся под оккупацией.
ПС. А вот сожженным деревням никогда не встречал.
ПС. У нас фашистами разрушены полностью такие места как Петродворец, Гатчина, Павловск итп. Не до деревень…
avatar
Пост о том, что реально сожженные деревни, находящиеся совсем под боком: Себяхи, Тулово, Никрополье никак не афишируются.
От чего больше воспитается патриотизм — от большой надписи на крыше «Подвиг народа бессмертен» или, грубо говоря, от тех же самых букв, но разнесенных по отдельности и поставленных на местах сожженных деревень или казни граждан.

Даже там где такие памятные знаки есть они ни как не пропагандируются.
Вот перед ратушей есть качественные документальные фото как казнили парня-диверсанта Владимира Виноградова.



Это же реальный герой. Конечно, кому интересно найдёт описание и фотографии, но разве так трудно вместо идиотской социальной рекламы рассказывать о славной истории своего места?
В сентябре 1941 года группа комсомольцев во главе с В. И. Виноградовым предприняла попытку взорвать железнодорожный мост через Западную Двину. Но мост усиленно охранялся, и патриотов постигла неудача. За Володей началась слежка. 23 сентября на квартиру Виноградовых явился немецкий жандарм, чтобы арестовать комсомольца. Встретились они в коридоре. Володя выхватил у гитлеровца штык и тут же заколол фашиста, а сам бросился бежать, но при попытке переправиться через Западную Двину был схвачен и через несколько дней казнен.
avatar
Никому это сейчас не нужно. Дела давно минувших дней. Тех, кто помнит войну совсем мало осталось, а у молодёжи совсем другие ориентиры. Увы.
avatar
А ведь, по большому счету культ ВОВ единственное, что могло бы сплотить (фактически, построить) белорусскую нацию.
Все козыри на руках, реально героическая история, в отличии от того же французского Резистанса, только бери и пропагандируй, пусть народ гордится славным прошлым своих дедов.
У нас же упёрлись в идиотские Дожинки и плебейский быт агроусадеб. Или годами раздували пропагандистский пузырь Линии Сталина.
avatar
Вряд ли культ ВОВ мог бы сплотить нацию. Он направлен в прошлое, имеет депрессивный налёт. Правда, у евреев подобное как-то работает, но там базис неизмеримо мощнее. Для национальной идеи нужно что-то позитивное, направленное в будущее. Только где её найти. Вот и тыкаются туда-сюда с Дожинками и ледовыми дворцами.
avatar
В отличии от деструктивной катастрофы Холокоста и Голодомора, жертвы белорусов были не напрасны (это я не свою точку зрения излагаю, а гипотетических идеологов)
за каждой сожженной деревней стоит выкованная, выстраданная народом Великая Победа.
В 1944 году партизаны прошли парадным строем по Витебску и Минску.
Наше дело правое и победа была за нами. Белорусам есть чем гордиться.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.