avatar

1623 год. Как два щирых западенца устроили Витебску джихад

Зверское демонстративное убийство архиепископа на Успенской горе 12 ноября 1623 года, и в ответ, показательная расправа над целым городом, были даже для того времени перебором, экстраординарным событием.
19 горожанам отрубили головы, еще 74 приговоренных успели убежать. Их имущество конфисковали. Здание новой ратуши разобрали и город лишили всех привилегий (статуса свободной экономической зоны, если по-современному), все городские колокола сняли и перелили в один большой.

Почему же в Витебске случилась такая кровавая Битва за Веру?

Брестская Уния была еще в 1596 году. Формально православие было объявлено вне закона, но на местах фактически ничего не изменилось.
Но вот, в 1619 году Полоцким архиепископом стал Иосафат (щирый западенец из Волыни Иван Гаврилович Кунцевич). Деятель с темпераментом Косинца выправил у короля Сигизмунда чрезвычайный мандат и с этими полномочиями стал в церквях наводить новый порядок. Жесточайше.



Местные власти смотрели на энергичного сорокалетнего хлопца, как на полезного идиота, но всё же пытались удержать его в рамках адекватности.

Леонид Ильич Брежнев 63-летний Лев Иванович Сапега Великий канцлер Великого княжества Литовского (бывший к тому времени на посту 30 лет), кстати, местный, родом из нашего Островно писал «железному дровосеку»
Говорите, что вольно вам неуниатов топить, рубить; нет, заповедь Господня всем мстителям строго сделала запрещение, которое и вас касается… Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные, когда своевольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же по поводу этих беспутств в народе волнение, которое надобно усмирять, тогда нами дыры затыкать хотите!.. Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведет только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия


Может быть и не дали бы Кунцевичу развернуться, но тут вмешалась большая европейская политика.
Константинопольский Патриарх послал Израильского Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофана III в Москву, чтобы официально утвердить новый Московский Патриархат и заодно не дать Папе римскому отжать Великое княжество Литовское.
.
Шалом, православные ))

Иерусалимский комиссар назначает в пику Кунцевичу параллельно Полоцким архиепископом, но уже православным, другого щирого западенского украинца Максима Герасимовича Смотрицкого (Мелетия).
Абсолютно тот же тип, что и Иосафат, только что, грамотный. Ну так и Косинец был профессором.



У Мелетия не было полномочий, но зато был публицистический талант.
Власти обрушились на него с репрессиями. Король Сигизмуд III только за один год выпустил три грамоты, объявив того самозванцем, врагом государства, оскорбителем величества и подстрекателем, которого следует арестовать.

Сравните действия европейского государственного мужа с методами колхозана Кунцевича — всё это время Милентий свободно жил в Вильно, а в 1623 году вместе с митрополитом Борецким ездил на сейм в Варшаву, где они безуспешно пытались добиться утверждения новых православных епископов.
Вот такие вот религиозные гонения правили в Речи Посполитой ))

Но у нас люди под влиянием Мелентия перестали терпеть самодурство Кунцевича и буквально тумаками гнали его из церквей.
С другой стороны, немолодого отморозка Кунцевича не переделать, от народного противодействия он только закусил удила. Закрыл абсолютно все православные церкви, а православным священникам запретил появляться в городах.
«Поезд, стой! Раз-два!»
В итоге, насилие перешло на следующий, высший виток.

Вот как за полгода до расправы увещевал Кунцевича председатель Витебского облисполкома, семидесятилетний Ян Завиша, который к тому времени был 25 лет воеводой
своеволие насилием истреблять опасно, что без пролития крови это не обошлось бы, и решение по этому делу может принимать только король. «Насильно защищать свои посты мы не должны, и делать этого не стоит, чтобы не подняли мы гражданскую войну»



Цивилизовать Кунцевича не получилось. В том же году, ретивого миссионера растоптали толпой, сбросили с Успенской горы, а тело утопили в самом глубоком месте Двины.

Показательна судьба второго «косинца» — западенского пропагандиста Мелентия.
Через четыре года после убийства Кунцевица он, не моргнув глазом, переходит в униатство, всего лишь, ради хлебной должности.
А шо, деньги не пахнут. За идею пусть бьются между собой донецкие с днепропетровскими. В военных роликах с АТО редко услышишь соловьиную мову, всё больше монголо-кацапцкий.
0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.