avatar

Полоцк во главе ордена иезуитов

В 1773 году папа Климент XIV опубликовал послание Dominus ac Redemptor, которым распустил Общество Иисуса, но Екатерина II, приказала считать папское посланием недействительным и отказалась позволить его публикацию на землях Российской империи.
Вообще–то иезуитские коллегиумы (колледжи) и резиденции оказались российскими только год назад, после «Первого раздела Польши». Узкая полоса земли, будущие Витебская и Могилёвская губернии.
Центр этих двухсот иезуитов был в Полоцке.


Их глава обратился к Папе с вопросом, что делать. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Типа, служите как и раньше, но я умываю руки.

25 июля 1782 года Екатерина II подписала указ о разрешении Обществу выбрать генерального викария, фактически наделённого полномочиями Генерала Общества, «дабы Общество имело верховного главу, пока не будет восстановлен римский генерал».
Им был выбран ректор полоцкой коллегии Станислав Черневич, что и признал через год Папа.
После его смерти главой иезуитов стал Гавриил Ленкевич (в 1785—1798 годах). Полоцкий малец, который учился четыре года теологии в Варшаве и четыре года архитектуре в Риме. Умер в Полоцке.
Следущим был Франциск Каре, хлопчик из Орши, несмотря на родителей англичан.
Ну и так далее.

В 1812 году после ходатайств очередного генерала Общества Иисуса Фаддея Бжозовского царь Александр I преобразовал иезуитский колледж в Полоцке в академию, которой даровал права университета.


Буллой от 7 августа 1814 года «Sollicitudo omnium ecclesiarum» папа Пий VII восстановил Общество Иисуса во всех его правах и привилегиях. Бжозовский, таким образом, стал возглавлять не только иезуитов России, но и уже официально руководить всем восстановленным орденом, став его девятнадцатым генералом. Это вызвало охлаждение в отношениях между иезуитами и императорским двором

Как итог, 20 декабря 1815 года Александр I издал указ, согласно которому все иезуиты во главе с генералом высылались из Санкт–Петербурга, а самому Бжозовскому было запрещено покидать пределы России.

Фаддей Бжозовский вернулся из Санкт–Петербурга в Полоцк, скончался 5 февраля 1820 года и был похоронен там же. Вскоре после его смерти иезуиты были изгнаны из России, орденские коллегии и академии упразднены, а имущество передано в казну. Преемником Бжозовского на посту генерала ордена стал итальянец Луиджи Фортис, избранный 18 октября 1820 года в Риме.
Полоцкая эпоха иезуитов закончилась.
6 комментариев
avatar
Потрясающе, никогда с этой стороны не разглядывал историю своего края. Спасибо!
avatar
Гросс политик и вполне европейская городская культура. Поэтому коробит, когда белорусские традиции сводят к селянским домотканным полотенцам и поделкам из соломки.

Для сравнения с уровнем Дожинок и прочего агротрэша — чудом уцелевшие царские врата из маленькой деревянной церкви святого Георгия (Юрия), которая, впрочем, дала имя Юрьевой горке.
Примерно 1690 год. До сожжения Витебска войсками Петра Первого.

Находятся в Национальном художественном музее. По ссылке большая фотография
avatar
А нет информации, как царские врата оказались в музее? Как они пережили войну? Их эвакуировали на восток, потом вернули в Минск?
avatar
Как и обычно, реальная история проще и противнее. Обыденность зла, так сказать.

Церковь разрушили в 1947 году. Спасибо, что врата сохранили.
На совести немцев множество страшных грехов, но тяги к бессмысленному вандализму у них не было.
avatar
Еще интересный момент. Церковь была холодная, зимой службы не проводились.
Тоже показатель. Власти вечно ругают народец, но храм простоял нераскуроченным почти триста лет, несмотря на войны, революции и времена безвластия.
avatar
Полоцк-Витебск-Юрьева-церковь напомнила мне недавнее впечатление, когда во Львове в соборе св. Юрия (Георгия) первой увиденной иконой была икона Иосафата Полоцкого (Кунцевича), отправленного однажды витебчанами в недры Двины.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.