avatar

О разнице в правилах дорожного движения

Многие из нас ездят на автомобиле по разным странам. Не все задумываются, что несмотря НА, у стран-участниц таки есть отличия. Они редко жизненно важные, но знание некоторых слегка облегчило бы жизнь путешественника. Я, как водится, могу с определённой долей уверенности рассказать о финских, другие могут добавить о других (очень интересно послушать о Литве, у них гибрид нынче, стрелки картонные направо повешали).

Сразу скажу, что есть брошюра. Но в двух словах.

Основные отличия касаются правил парковки и немного светофорного регулирования. Ну и так, по мелочи.

Правила парковки. В первую очередь, это другое расстояние — нельзя парковаться в пяти метрах перед пешеходным переходом. Только перед. Улочки тут маленькие, квартальчики короткие, если в городе :)

UPD: перед перекрёстком тоже пять метров. И нельзя в зоне предварительного выбора направления. Хоть там 5, хоть 15. Это как, например, около бывших авиакасс.

Есть в РБ такой пункт 138.3. Русские его любят. Так вот, тут нельзя парковаться на левой стороне неодносторонней дороги.

Знак No parking zone. Ограничивает территорию со всех въездов. Внутри разрешена парковка только в обозначенных местах. Типично для спальных районов. Внутри жилой зоны тоже так.

Напротив выездов нельзя парковаться только непосредственно перед ними, без 10ти метров.

Финские знаки, обозначающие правила парковки, это тот ещё квест для несведующего ;)

Начнём с того, что знак Парковка запрещена сам по себе запрещающий. Просто с табличками времени действия по будням, по субботам и по воскресеньям и праздникам тоже запрещающий, а вот с указанием оплаты или срока действия — уже разрешающий. Да, он в этом случае равносилен знаку парковки с соответствующими (только синими) табличками. То бишь, висеть может такое, goo.gl/maps/hZQE4 — значит, что в указанные часы указанных категорий дней парковка платная (паркомат рядом где-нибудь), ценовая категория «один», и пометка для местных, что обладателям талона с определённой буковкой тоже бесплатно. В остальное время парковка разрешена и бесплатна.

Знаки действуют на той стороне дороги, где установлены. На односторонних могут быть разные правила парковки с разных сторон.

Ограничение по времени. Если в Хельсинки и паре других центров, бесплатных, но с ограничением, скоро не останется совсем, то в других местах часто наоборот, только бесплатные, но лимитированые. Для того, чтобы ими пользоваться, нужно купить специальные парковочные часы и ставить их на ближайшие следующие полчаса от времени, когда вы припарковались (10:10 — ставить 10:30, 10:31 — ставить 11). Ну и забрать не раньше истечения лимита. В некоторых зонах проверки очень часты.

Светофоры. Есть небольшие отличия в стрелках. В основном светофоры бывают трёх типов: обычный, полный с направлением и обычный с дополнительной секцией (двумя, жёлтый и зелёный). Правила по обычному такие же. Но если стоит полный на направление, всё направление подчиняется ему. Более того, если он горит зелёным, то гарантировано, что уступать никому не надо. То же самое про допстрелку — если она горит, гарантированно никому уступать не надо. НО если она не горит, нужно подчиняться основному зелёному. Пример: есть допстрелка вправо. Она не горит, но основной зелёный — пропускаем пешеходов/велосипедистов. Она горит — им будет красный (но внимательно смотрим). Без зелёного направо поворачивать нельзя. Есть ситуации, когда стоит светофор, но он не регулирует поворот направо. Тогда он стоит левее правой полосы и справа что-то вроде витебских карманчиков.

Из других мелочей.

Трамвайные пути. Если висит знак полоса для трамваев — она для трамваев, по ней ездить нельзя. Даже для поворота налево. Если не висит — она обычная, по ней ездить нужно.

Если пересекаете по двусторонней одностороннюю улицу, которая уходит вправо, разворачиваться нельзя. Только там, где разрешён поворот налево (тут запрещён).

Количество людей не более оборудованных мест, все пристёгнуты.

Скоростной режим. Дефолты 50 в городе, 80 вне. Даже по автомагистрали. Знаки обычно дублируются, даже дефолты. В зонах 30-40 чаще разметкой. Скоростная зона (знак) — как и no parking, ограничивается территория, дефолт на ней как на знаке. То есть, не до ближайшего перекрёстка.

UPD: Перестроения на перекрёстке запрещены. То бишь, из самого правого поворачивать в самый правый, из самого левого — в самый левый (помню, видел какой-то ролик от некоего минского инструктора, где он учил, что если двум полосам можно влево, то один, что правей, может захотеть развернуться и у тебя будет помеха справа и будешь виноват. Нельзя так).

Если что ещё вспомню интересное, допишу.

PS: может имеет смысл сделать пост об общей организации движения. Тоже может быть полезным путешественникам.
9 комментариев
avatar
Репортажи из Финляндии интересные.
Для меня пока ничего нет…
avatar
Двояко звучит :) Что интересно? Но я не Эдуард, знаю не про всё, хотя из третьих рук могу узнать.
avatar
Не хватает главной темы, что финны за люди, насколько они другие и чужие, и возможно ли русскому (собирательное понятие) стать там своим, и принять финнов за своих.
С этого стоило начинать. А технические нюансы… Ну зачем они белорусам? Любопытно конешно, но все ждут других ответов.
avatar
Почем нарушения ПДД? Парковка, скорость, красный свет? Радары стационарные только или ...? Полиция дорожная отдельная как наше ГАИ? Штрафы на месте/ банк?
avatar
Очень дорого, настолько что лучше даже и не знать. И 400 евро и пара тысяч. У финнов самое безопасное в мире движение, во-первых они тупо прибитые законностью, во-вторых очень хорошо водят, автошкола чуть ли не два года. Что не скажешь о соседних шведах, трындец на дорогах ацкий, беспредел короче.
Нарушать в Финке ПДД совсем нельзя, и дело даже не в сумасшедших штрафах, чревато визой, два раза в год влетишь — карантин на 5 лет, причем на весь Шенген. Потому в Финляндии никто не нарушает.
Скорость — 50 и 80. Ездить очень непривычно, русские машины видать издалека, постоянно горят стопаки, все оттормаживаются. Дороги — плохие, очень узкие, и вообще их очень немного. Если в районе Хельсинки и Турку еще ничего, то если ехать на рыбалку в кемпинг, можно ждать всего чего угодно. Может взять и кончиться асфальт, при этом даже в лесу будут стоять знаки, знаки от которых охуеваешь, может и 110 стоять там где и в 30 не уложишься. Чисто финский прикол.
Радары. Камерами на дорогах, и шакалят еще круче чем в РФ, шакалить это вообще у финнов в крови. Очень подленький народец, сдать соседа — святое дело. Короче точно так же ныкаются с радарами в кустах и за углом. Правда постов сравнительно поменьше будет.
Парковки — это аще жопа. Лучше даже не пытаться разбираться. Всегда можно встать на АЗС или у магазина, тесненько, но местечко скорей всего найдется, стоянка там как правило до получаса, потому следует поглядывать на часы.
Светофоры как правило по стрелкам, не практикуется выезд на центр в левый поворот. Но машин немного, и ездят они там очень медленно ( в городе реальная 30, очень много лежаков), потому можно забить. В Финляндии не столько ездишь, сколько скорей крадешься.
Финны ПДД не нарушают совсем, но есть одно массовое. На трассе с пересечением второстепенки знак 70, вот на него болт кладут абсолютно все, даже под камеру.
avatar
Штрафы делятся на два типа. Фиксированный (маленький) и зависящий от дохода (большой).

Парковка вроде зависит слегка (где и кто следит), но зуб не дам :) 60e у моего дома.

Тут есть калькулятор, но, к сожалению, только на финском (раньше был на английском, но там не было прямого линка, он в куках язык сохранял. Теперь и по линкам не видать). Превышение — ylinopeus. До 20km/h фиксированный. Зависят от ограничения и размера привышения. Например, если ограничение > 60km/h и превышение < 20km/h — 100e. Дальше в форме доход нетто в месяц, количество детей на содержании. Он покажет штраф в «днях» и в еврах (для 3000 нетто/мес, 0 детей, за превышение на 25km/h в зоне >60km/h — 12 дней или 540е). Дни — это твой средний доход в день за прошлый год (там формула чуть полнее раскрыта, это не именно доход, но не суть, пропорционально). Конкретное количество присуженных дней может зависеть от конкретного случая. Красный для нашего трёхтысячника — 10 дней или 450е.

Радары всякие. Есть стационарные, обозначенные знаком (только на жёлтом фоне). Не все камеры на самом деле работают, но они меняются в случайном порядке периодически. Бывают посты на скорость. Могут просто слушайно ехать и у них сработает в машине радар. Могут ездить на машине без опознавательных знаков с автоматическим радаром (в жилых зонах практикуют).

Полиция общая. Как это оформлено внутри — не знаю, какое-то разделение ответственностей может есть, но за правами ходить в общее здание, машины одинаковые и в сериале по телевизору патрули тоже занимаются всем подряд.

Штрафы только по счёту (вот не знаю, выписывает ли на месте, по идее у него все данные должны быть, может). В руки деньги, на сколько я помню, давать запрещено (в гортранспорте тоже).

Как это рассчитывается с иностранцами, официальные источники расплывчатые, на практике не знаю. Газеты пишут, что русские обычно забивают.

Я получил только один штраф за парковку у дома (забыл положить разрешительный талон. Потом приклеил). Пару раз останавливал алкоголический патруль (они после праздников такое парой устраивают и там тормозят все проезжающие машины тогда).
avatar
Вопрос про штрафы остается.
avatar
В Финке штрафы дифференцированы от доходов, потому определенных цифр почти не существует. Но очень дорого. Сча в РФ также пытаются пугать автомобилистов штрафами, потому может покажется не очень, но лет 5 назад — весьма впечатляло.
avatar
уймись, а…

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.