If You Want the American Dream, Go to Finland
Кинули тут статейку www.huffingtonpost.com/blake-fleetwood/finland-2_b_4373187.html. В принципе, ничего особенного, «вот у нас в US дико падает уровень образования, а образованный народ очень нужен на современном рынке труда. Да и вообще выбраться из касты бедных тяжело, что не способствует прогрессу. А вот фины ...». Всё бы ничего, но посыл статьи в том, что неравенство есть плохо, а уравниловка суть хорошо. В этой связи мне интересна ремарка о финской системе образования, «Competition is frowned upon; co-operation is king.» Если убрать конкуренцию, что будет стимулом для развития? Достаточный ли стимул — удовольствие от достижения намеченного само по себе? Мне ещё рано судить, дочери лишь 11 лет, но как-то особого рвения за ней не замечено достигать чего-либо. Чтобы создать хоть какое соревнование, есть спорт, но достаточно ли его? Может у товарищей педагогов есть кучка готовых примеров из собственного опыта?
64 комментария
ну или журналист что-то напутал
кроме того проблему образования бедноты снимает не уравниловка, а общеобразовательные школы и детсады которые с самого начала могут оценить способности ребёнка и помочь ему развиться
Оценить результат я пока могу с трудом. Ясно, что есть звёзды, которые тянутся сами по себе. Коллеги, с которыми приходилось работать, как правило очень хорошие специалисты и интересные личности.
кстати как вариант — слепая конкуренция. интересная штука в принципе
Раскрой «слепую конкуренцию» подробнее?
Правда там основная цель школы была в подготовке к поступлению в университет, а там конкурс был человек 10 на место, потому совершенно похрен всем было на оценки, главное чтобы экзамен выдержал и это мотивировало
тем не менее у отедельных людей вполне себе уравниловка. даже если они в разных корпорациях
Это Япония времён расцвета 60-70х,
А как средние мотивировать?
Но как заинтересовать 28 человек за 45 минут один-два раза в неделю?
И какие деньги дадут родители, которые говорят «Воспитывать — ваша работа, не справляетесь — увольняйтесь!».
Заинтересовать — это каждый раз по-разному. Если одинаково заинтересовывать, станет неинтересно. Интрига должна быть. Разные приёмы.
Сложно обеспечить индивидуальный подход ко всем детям в стандартном общеобразовательном учреждении, где могут обучаться самые разные ученики, когда тебе ещё надо подготовиться к завтрашним занятиям, выполнить поручения администрации и заполнить кучу бумаг. И это мероприятия и воспитательная работа не берутся во внимание.
У меня хорошо получается вести уроки. Но я выкладываюсь настолько, что после трёх-четырёх просто ухожу в, если позволено будет так сказать, энергетический минус, и в первую очередь поэтому я не работаю и вряд ли буду в обозримом будущем работать в школе. Благо есть ещё одно образование и видимо, будет третья специальность попозже
Как я посмотрела — учителя либо держат класс с помощью жёсткой дисциплины, включая подзатыльники, либо с дрожащими губами ходят между парт, раз в неделю-две расстраиваясь до слёз в учительской и обещаний «уйти к чертям с этой проклятой работы», либо существуют параллельно с классом в разных измерениях — класс беснуется, учитель ставит липовые оценки.
«Надо менять всю систему» и начать, как по мне, следует с возвращения практики оставления на второй год и выставления неудовлетворительных оценок, которая негласно запрещена.
например заменить «вон из класса» на «4 часа на гаупвахте»
Вот как это можно объяснить?
г.Херренберг, гимназии Андрэ и Шикарт, не для слабоумных.
Я не оценку даю, а пытаюсь подумать о возможных причинах. То, что тётя Дуня из магазина училась считать производные, в принципе, слабо заметно после училища на практике. Так что рациональность конкретного подхода — момент спорный. У меня есть коллега, PhD по математике Бонна (что ли), сам из Петербурга, переехал в середине учёбы в университете, не слышал от него особенного негатива об их высшем образовании. Но переспрошу. Сам я слабо представляю немецкую школу.
Дык вот, на заре Перестройки, я учился в выпускном 8 классе.Наша школа была «восьмилеткой», 9-10 в другой школе.
А наша классная, преподаватель русского языка, переписывалась с немкой, преподавателем русского языка в Западной Германии в студенческом городке при Тюбингенском университете.
И замутили они устроить школьный обмен.
Оппа, советские школьники едут в ФРГ! Но никто слова ни сказал, пущай едут, Горби-Гласность-Перестройка!
Одна проблема, что мы восьмиклассники, а младший курс гимназий на 3 года нас старше.
Короче, когда я первый раз увидел наших немцев, первая мысль была: «Бляяять… Как мы у них войну-то выиграли?» Двухметровые, пышущие здоровьем лоси. Тетки — кровь с молоком.
Жили мы в семьях, и встречались на занятиях в гимназии.
И вот на второй-третий день, изредка посещая занятия, мы прочухали какие они бараны. Непробиваемые остолопы. Сперва мы байки друг другу травили, а потом просто стали их дурить. А что еще с дураками делать? Целый класс откровенных идиотов.
Самое конешно было веселье, когда они в СССР приехали… Но это долгая история.
А если серьёзно, то экс-совдепии до немецкой системы образования ещё ой как далеко. Вернее бесконечно далеко.
и с каждой дифференциации поменять группу становится всё сложнее. а у нас человек учится в математическом классе, а потом идёт на матфак. или наоборот
ну то есть вполне себе небольшая дифференциация по цвету штанов вполне себе может быть ключом к прогрессу
И эта беспросветная глупость очень хороша заметна в кемпингах, где делишь поляну расстоянием до соседа в 2 метра, общую душевую, сауну, вместе рыбачишь. Ну вот реально, «здравствуй дерево».
Вы в кемпинге никогда не найдете себе партнера по шахматам или картам (кроме покера). Для европейцев это очень сложные игры.
Ну а хули, 5 классов… Закончили на пестиках-тычинках…
И тут главное, чтоб уравнений достаточно было, иначе в ближайшую деревню придется за конспектами ехать.
Минимум по общеобразовательным предметам, углубленно специализированные, выбранные в средней школе для дальнейшего изучения.
Для автосервиса и торговли вполне хватит 9 классов и училища, а кому надо будет, кто будет мотивирован к развитию, сможет доучиться, когда почувствует в этом необходимость.
Момент первый. О необходимости образования вообще.
Многочисленные эксперименты и наблюдения показывают, что одно наше полушарие хорошо «реагирует» на гуманитарные дисциплины, второе — на точные и естественные науки.
Спор о том, что лучше, и что нужно изучать, а что нет напоминает мне спор о том, какое лучше полушарие удалить, — правое или левое. А то если я, понимаешь, физик, зачем мне гуманитарное полушарие?
Или ваша жена домохозяйка — проведите ей операцию по удалению «естественнонаучного» полушария и больше не жалуйтесь на отсутствие логики.
Идет? :))
Принципиально важно развивать детей до трех лет по обоим направлениям — иначе просто мозг не развивается симметрично и — главное — не развиваются межполушарные связи и связи между большими полушариями и височными долями мозга, отвечающими за точность движений.
Это те области, которые эволюционно появились последними. Это то, что делает нас разумными. С биологической точки зрения.
А теперь — внимание — вам предлагают в школе, в ШКОЛЕ! Выбрать свою будущую профессию. Во-первых, это вредно с точки зрения физиологии мозга — я объяснила почему (у более старших эффект тоже есть, просто более медленный). Вам в школе предлагают усушить себе одно полушарие, а вы радостно соглашаетесь с этим, «лишь бы не было нагрузки» (кстати, мозг легко справляется и с большим, как бы вам не казалось обратное).
Во-вторых, это вредно с точки зрения будущего. Скажите мне честно, взрослые люди, которые сюда, ко мне приходят, многие из вас стали тем, кем планировали быть в школе?
Посмотрите вокруг — сколько примеров, когда человек закончил технический ВУЗ и стал гуманитарием? Или ушел в бизнес? Вам приводить примеры поэтов, художников, музыкантов, писателей с естественнонаучным образованием? Обратное случается реже, но тоже бывает. Привести или сами погуглите?
Вы уверены, что человек в 15 лет правильно выберет профессию?
Ну, вы, люди, пережившие развал Союза, 20 лет хрен знает чего в этой стране, вы точно говорите, что сегодня, в 15 лет в НАШЕЙ СТРАНЕ можно предсказать, что вам понадобится еще через 20 лет?
Советская школа дала вам возможность свернуть в любом направлении. Техническом, экономическом, гуманитарном. Вы полагаете, это вы сами такие умные?
Вы сами легко освоили Интернет, сотовые телефоны и даже автоматические стиральные машинки? :) Нет, братцы, это у вас навыки, которым вас учили всю советскую школу, сработали. Вы смогли выбрать.
Но когда вы сегодня считаете, что один общий предмет вместо старых пяти-шести — это нормально, вы отнимаете возможность выбора у своих детей. И возможность изменить свою судьбу, если все надоест и захочется новой специальности. Или просто достанет начальник, а другого места работы просто не будет. Вы лишаете своих детей свободы. Не меньше.
Но на самом деле больше.
Потому что есть «в-третьих». То, что называется широтой кругозора и умением СРАВНИТЬ разные понятия, дисциплины, навыки. Наши специалисты в атомной физике ухитрились восстановить происходящее на Фукусиме по обрывкам информации, сами у меня на жж видели каким. А японские не ухитрились.
Хотя учебники — поверьте — очень похожие. Я буду нагло утверждать, что им помогла широта образования, которая единственная позволяет поглядеть на проблему шире и сделать выводы «на гораздо меньшей базе данных».
Вы жалуетесь на то, что медики узко специализированы и «одно лечат, другое калечат»? Вы жалуетесь, что чиновник не видит дальше своего носа?
Выбирая узкую специализацию в школе… мне продолжать?
Вы знаете, что называется главной проблемой медицины и биохимии нашего времени? Некачественный НАУЧНЫЙ подход к результатам. Отсутствие повторяемости. Отсутствие критериев правильной постановки эксперимента. Это пишут не у нас. Это пишут в Израиле, стране, которую сложно упрекнуть в неразвитости медицины.
Вы знаете, как ДОРОГО стоит сегодня физик, знающий биологию или химию? Я два года преподаю на кафедре биомедфизики, я знаю, как «рвут с руками» этих людей (прямо за границу обычно или на вполне бешеные зарплаты у нас). Они НУЖНЫ. Каждому. Вам, мне, всем остальным людям.
Все новые открытия происходят на стыке наук. Все технологии развиваются там же.
Вам лично в офисе это не надо? Может быть… не будьте эгоистами, по меньшей мере. Если вы не смогли работать там, где находится точка развития человечества, это не значит, что оно вам не надо.
Убивать автора учебника и рецензентов, по очереди: это невозможно не просто запомнить и пересказать, но и прочитать и понять. Моя группа тупо зазубривала текст. Делила параграфы на части и зазубривала. Или отсиживались всей группой.
Я в принципе не могу ничего зазубрить, поэтому находила в энциклопедиях проходимые понятия, читала и рассказывала схематично.
Геометрию и алгебру мы проходили по советским учебникам, благо, преподавательница была одна из самых лучших в городе, с огромным опытом работы, поэтому было проще.
Так вот. Берём особо одарённого ребёнка (сферического в вакууме, таких не было ни в классе школьном ни в коллежской группе, хотя это не учебные заведения для умственно отсталых) и предполагаем, что он может овладеть всей школьной программой на уровне понимания, запоминания, воспроизведения и применения знаний с использованием творчества. Неужели с этим милым дитятем нельзя заниматься дополнительно? В то время, как для усвоения школьных знаний у нас большая часть будущих и настоящих студентов занимается с репетитором дополнительно и блестящих знаний, мягко говоря, не показывает?
Переходим к среднему уровню. Ребенок-гуманитарий учит биологию, занимается по иностранному и русскому языку, читает белорусскую и русскую литературу (потому что их-то надо читать постоянно, иначе не будешь всё успевать по программе), переходит к химии (физике, математике). Не понимает тему, тормозит, изучает все источники, психует и либо у него есть вопросы к учителю (которому, помним, объяснять некогда — бумажки, 29 человек в классе, классное руководство, факультативы, борщ дома не сварен, в конце концов) либо он решает назавтра списать. Назавтра списывает, тема остаётся непонятой и последующее изучение химии для ребёнка становится бесполезным. Выход — репетитор.
Теперь две системы. Нынешняя, перегруженная, в которой всё смешалось и взболталось и только ученые мужи один перед одним меряются изданными учебниками и ученики, выйдя из учебного заведения в последний путь, простите, на большую дорогу, не знают нихрена — а это объективное суждение о выпускниках последних лет восьми.
Даже у отличников так называемых оценки сильно вытянуты за горло
Или облегчённая система с углубленным изучением выбранных предметов, при которой у детей есть шансы не психовать и не чувствовать себя идиотом, изучая «левую» информацию, а спокойно копаться в выбранных предметах.
Или короче: практичнее заниматься с репетиторами кучке одарённых детей или повально всем?
А мне приходилось.
Не надо думать, что всё, что не хранится в немедленной доступности оперативной памяти навсегда утрачено. Оно вполне себе может вернуться.
То есть тот массив информации что дают в школе, и который считается забытым после неё, вполне может всплыть в нужный момент.
Вот то что ты точно никогда не изучал вспомнить нельзя никакими силами.
Наконец есть ещё формирование целостной картины мира. То есть можно не знать астрофизику и астрономию, но хотя бы примерно представлять почему когда в минске 12 дня, в сан-франциско полночь… Чётко и внятно конечно не обьяснить, но на обрывках давно пройденного понять можно.
Возможно, у моих одногруппников он бы всплыл, если бы они хотя бы взялись за такой труд — открыть учебник и выучить.
Я и говорю: давать и брать (проходить и изучать) разные понятия.
уже доказли что нет чёткого разделения
А на фоне середняков уже нужно отбирать тех, кто более способен. Причём чем выше уровень середняков, тем выше уровень элиты. Если проваливается уровень середняков — сразу же проваливается уровень элиты. Дифференциация в школе не нужна. Училище, техникум, вуз — вот дифференциация.
Если кому-то в жизни не понадобилось знание производной или закона Бойля-Мариотта — это только значит, что профессия человека не связана с этими знаниями. Образование — это система, которая готовит массу людей для общества. В обществе нужны дворники, сантехники, строители, программисты, учителя, грамотные электронщики. Жизнь меняется, нужно постоянно менять квалификацию (если общество развивается) — изучать что-то новое. Хорошее базовое школьное образование и позволяет это сделать. Вводя дифференциацию в школе мы просто ограничиваем выбор многих людей в будущем.
В бывшем СССР сейчас цель — побыстрее и попроще заработать бабла. Для этого образование не нужно, проще продать то, что осталось от Союза. Отсюда и понижение качества образования. Экономика упростилась, теперь не нужны квалифицированные рабочие. Вернее они нужны, но мало и готовить их никто не собирается.
Образование зависит от целей общества. Какие цели — такое и образование