avatar

If You Want the American Dream, Go to Finland

Кинули тут статейку www.huffingtonpost.com/blake-fleetwood/finland-2_b_4373187.html. В принципе, ничего особенного, «вот у нас в US дико падает уровень образования, а образованный народ очень нужен на современном рынке труда. Да и вообще выбраться из касты бедных тяжело, что не способствует прогрессу. А вот фины ...». Всё бы ничего, но посыл статьи в том, что неравенство есть плохо, а уравниловка суть хорошо. В этой связи мне интересна ремарка о финской системе образования, «Competition is frowned upon; co-operation is king.» Если убрать конкуренцию, что будет стимулом для развития? Достаточный ли стимул — удовольствие от достижения намеченного само по себе? Мне ещё рано судить, дочери лишь 11 лет, но как-то особого рвения за ней не замечено достигать чего-либо. Чтобы создать хоть какое соревнование, есть спорт, но достаточно ли его? Может у товарищей педагогов есть кучка готовых примеров из собственного опыта?
64 комментария
avatar
мне кажется подобная трактовка воспитательного процесса вступает в конфликт с возрастной периодизацией развития личности

ну или журналист что-то напутал

кроме того проблему образования бедноты снимает не уравниловка, а общеобразовательные школы и детсады которые с самого начала могут оценить способности ребёнка и помочь ему развиться
avatar
В современной финской школе конкуренции нет на всём протяжении, в принципе. Даже оценки непубличны. Учителя призывают не рваться (помню директора на родительском собрании: «не стоит пытаться достичь максимума, что есть — то есть»). Поэтому, журналист вполне в теме.

Оценить результат я пока могу с трудом. Ясно, что есть звёзды, которые тянутся сами по себе. Коллеги, с которыми приходилось работать, как правило очень хорошие специалисты и интересные личности.
avatar
я так понимаю надо смотреть финские школы 30 лет назад?

кстати как вариант — слепая конкуренция. интересная штука в принципе
avatar
Да, 30 лет назад, и оно тогда было иначе, результат искажён.
Раскрой «слепую конкуренцию» подробнее?
avatar
анонимное соревнование с обнародованием результатов в конце, без проомежуточных чекпоинтов. то есть ты не знаешь ты первый или последний. поэтому работаешь лучше. а здесь как бы и результаты не обнародуются вообще — ты только косвенно можешь определить своё место в жизни после всего обучения. по итогам соревнуются все — никто не сливается со словами «мне все равно уже ничо не светит». ну кроме неуверенных в себе. но опять же — они не знают действительно ли они хуже других или это им показалось
avatar
В современной финской школе конкуренции нет на всём протяжении, в принципе. Даже оценки непубличны. Учителя призывают не рваться (помню директора на родительском собрании: «не стоит пытаться достичь максимума, что есть — то есть»).
Это Япония 60-70х. Учитель всему классу ставит одну оценку чтобы никто не выделялся, потому что выделяться — плохо.
Правда там основная цель школы была в подготовке к поступлению в университет, а там конкурс был человек 10 на место, потому совершенно похрен всем было на оценки, главное чтобы экзамен выдержал и это мотивировало
avatar
По поводу уравниловки — это такая же чушь, как и демократия. Ратующие за коммуну кричат о равенстве на каждом углу лишь для того, чтобы прийдя к ней из нее же и вычлениться в касту особенных. Только здоровая конкуренция заставляет шевелить задницей лентяев и стремиться к лучшему детей.
avatar
Да тут куда не кинь — везде клин. Без определённой уравниловки ситуация начинает напоминать игру Старкрафт, когда после некоторого момента один игрок становится объективно ресурснее остальных и выносит остальных. Игру-то можно начать с начала, а ресетить реальный мир (войной, там, ещё чем подобным) уж сильно больно. Да и сам процесс накопления как-то всё пытается от общества перенести к этой упомянутой касте.
avatar
достаточно запретить передавать по наследству и всё
avatar
Можно заменить людей корпорациями и зайти на второй круг.
avatar
это да. законов по юрлицам практически нет. но с другой стороны если внутри корпорации люди равны с людьми снаружи — то кому какое дело?
avatar
Общественные ресурсы скапливаются в корпорациях, корпорации их используя проталкивают законы в их интересах в государствах, корпорации становятся выше государств — мы, допустим, равны перед государством, но бесправны перед корпорациями. Антимонопольное законодательство, как средство ресета корпоративных накоплений, практически работает не достаточно хорошо.
avatar
корпорацию можно сменить. государство сменить сложно. челвоек меняет место работы обычно только ради денег. крайне редко корпорации могут предложить уют. а так как корпораци создают наполненный деньгами мир — в нём можно вполне себе жить не сильно напрягаясь

тем не менее у отедельных людей вполне себе уравниловка. даже если они в разных корпорациях
avatar
Я не на столько оптимистичен по поводу смены корпорации в общем случае. Примерно как www.freebloger.by/ZvK/114.html#comment3377
avatar
Стремление избежать соперничества внутри группы и не допустить, чтобы высунулась хотя бы одна шляпка гвоздя, побуждает школьных преподавателей выводить за контрольную работу «четверку» всему классу. На вопрос учителя, ясен ли новый материал, ученики единодушно отвечают «да», независимо от того, поняли они объяснение или нет. Ученики знают, что учителю хочется услышать именно такой ответ, и они считают своим долгом удовлетворить его желание, чтобы сохранить гармонию.

Это Япония времён расцвета 60-70х,
avatar
конкуренция в классе, в коллективе — это не есть гуд. Накладывает отпечаток на взаимоотношения подростков. Но вот что срабатывало у моих учеников, так это желание выбиться в люди и поступить на бесплатное. В классе было много неполных семей и бедной интеллигенции. Шанс выучиться в вышке был только один — за счёт головушки светлой. И они все этот шанс использовали. ВСЕ. Они пахали так, что мне впору было пример брать. Это был такой азарт — репетиционное тестирование по всем предметам. А потом столько волнений. Так что ограничение возможностей, конкурс — вещь полезная, но чтобы не локально.
avatar
Но это выпускные и предвыпускные классы?
А как средние мотивировать?
avatar
интересом и деньгами. Интерес от учителя, деньги от родителя. Ну а чо. Между классами у нас в школе пытались конкуренцию организовать… Одна классная даже своих детей науськивала против других. Ой, бред.
avatar
Практика показывает, что стимулирование деньгами учёбы или там дел домашних приводит лишь к стимулированию желания денег.
avatar
))))) нет, у нас в семье дом. работа бесплатная. Просто договариваемся: без семёрок четверть — будет премия.
avatar
Интерес — согласна.
Но как заинтересовать 28 человек за 45 минут один-два раза в неделю?
И какие деньги дадут родители, которые говорят «Воспитывать — ваша работа, не справляетесь — увольняйтесь!».
avatar
Ну вот не встречала таких родителей я… Как-то адекватные все люди.
Заинтересовать — это каждый раз по-разному. Если одинаково заинтересовывать, станет неинтересно. Интрига должна быть. Разные приёмы.
avatar
Говорят, нужно быть очень осторожным с тем, «что мы измеряем». Ибо мы получим оптимизацию именно по этому критерию, но не факт, что то, что подразумевали улучшить. Из моей области: если мы измеряем количество закрытых багов, например, а хотим улучшить качество продукта, то это может приводить к специальному открытию-закрытию с целью улучшения статистики, что никак не сказывается на конечном качестве. Соответственно, измерение оценок может подстегнуть шпоры/списывание/etc, но никак не улучшение образованности.
avatar
Справедливо подмечено.
avatar
Сокурсники-педагоги нарассказывали много интересного из своей практики про родителей.
Сложно обеспечить индивидуальный подход ко всем детям в стандартном общеобразовательном учреждении, где могут обучаться самые разные ученики, когда тебе ещё надо подготовиться к завтрашним занятиям, выполнить поручения администрации и заполнить кучу бумаг. И это мероприятия и воспитательная работа не берутся во внимание.
У меня хорошо получается вести уроки. Но я выкладываюсь настолько, что после трёх-четырёх просто ухожу в, если позволено будет так сказать, энергетический минус, и в первую очередь поэтому я не работаю и вряд ли буду в обозримом будущем работать в школе. Благо есть ещё одно образование и видимо, будет третья специальность попозже
Как я посмотрела — учителя либо держат класс с помощью жёсткой дисциплины, включая подзатыльники, либо с дрожащими губами ходят между парт, раз в неделю-две расстраиваясь до слёз в учительской и обещаний «уйти к чертям с этой проклятой работы», либо существуют параллельно с классом в разных измерениях — класс беснуется, учитель ставит липовые оценки.
«Надо менять всю систему» и начать, как по мне, следует с возвращения практики оставления на второй год и выставления неудовлетворительных оценок, которая негласно запрещена.
avatar
Второй год, неудовлетворительные оценки… смеёшься. У нас в ВУЗе так не принято((((, а то декана по голове не погладят, а от него и остальных. Я двоих 5-курсников на сессию не выпустил, в понедельник заседание, буду ругаться с заведующим
avatar
Знаю, Саша, всё знаю :-). Пойду поплачу.
avatar
для начала надо учителя сделать царём и богом в своём классе. а не говорящим придатком

например заменить «вон из класса» на «4 часа на гаупвахте»
avatar
Я в Западной Германии был в 8ом советском классе в немецком 11ом, это уже гимназия, с претензиями на колледж. Дык вот они в 11ом классе проходили программу для 6го, наш последний троешник выглядел для немцев вундеркиндом, ибо щелкал задачки по химии, физике, алгебре и геометрии как семечки. Остальные предметы мы просто не могли поднять в силу незнания языка. Уверен там вообще была ЖОПА.
Вот как это можно объяснить?
г.Херренберг, гимназии Андрэ и Шикарт, не для слабоумных.
avatar
Например, тем, что они готовят не инженеров и докторов наук в школе, а рабочий класс.
Я не оценку даю, а пытаюсь подумать о возможных причинах. То, что тётя Дуня из магазина училась считать производные, в принципе, слабо заметно после училища на практике. Так что рациональность конкретного подхода — момент спорный. У меня есть коллега, PhD по математике Бонна (что ли), сам из Петербурга, переехал в середине учёбы в университете, не слышал от него особенного негатива об их высшем образовании. Но переспрошу. Сам я слабо представляю немецкую школу.
avatar
Это не высшее, это по советскому — 9-10 класс, старшая школа, предполагается что выпускники будут поступать в колледж. Немцы были старше нас на 3 года, то бишь отставание на 5 лет.
avatar
Я к тому, что среднее слабое, ибо не нужно. А в высшем потом уже учатся. В Финляндии, например, проблема разрыва между высшим с школой очень актуальна и обсуждается.
avatar
Я просто расскажу историю, которая у меня сформировала отношение к европейцам, и которому по жизни лишь нахожу подтверждения.
Дык вот, на заре Перестройки, я учился в выпускном 8 классе.Наша школа была «восьмилеткой», 9-10 в другой школе.
А наша классная, преподаватель русского языка, переписывалась с немкой, преподавателем русского языка в Западной Германии в студенческом городке при Тюбингенском университете.
И замутили они устроить школьный обмен.
Оппа, советские школьники едут в ФРГ! Но никто слова ни сказал, пущай едут, Горби-Гласность-Перестройка!
Одна проблема, что мы восьмиклассники, а младший курс гимназий на 3 года нас старше.

Короче, когда я первый раз увидел наших немцев, первая мысль была: «Бляяять… Как мы у них войну-то выиграли?» Двухметровые, пышущие здоровьем лоси. Тетки — кровь с молоком.
Жили мы в семьях, и встречались на занятиях в гимназии.
И вот на второй-третий день, изредка посещая занятия, мы прочухали какие они бараны. Непробиваемые остолопы. Сперва мы байки друг другу травили, а потом просто стали их дурить. А что еще с дураками делать? Целый класс откровенных идиотов.

Самое конешно было веселье, когда они в СССР приехали… Но это долгая история.
avatar
Отец моего отчима служил в Германии в 60х-70х — они там сдружились с какой-то Немецкой семьёй. Ну вот, один раз летом эта семья к бабушке во Львов приехала в гости — т.е. муж с женой и двое детей. Помню, жену звали Бригита. А я, как раз, во Львове месяц гостил. Ну вот, мне было лет 12 или 13, а дети их — пацан лет 7-8 и девочка моего возраста. Короче — у них в семье было абсолютно нормальным явлением пердеть громко за обеденным столом, ну и детям абсолютно спокойно разрешалось нагишом по дому разгуливать Я помню в каком я шоке был, когда сидишь на диване в большой комнате, телек смотришь а эти двое голые что-то из под шкафа достают — а на тебя два шоколадных глаза смотрят… Да, и малой очень тупой был )))
avatar
ещё они пальцы в воду макают и облизывают. я так и не смог понять — зачем
avatar
Одно не понятно. Как они при всём при том умудряются конструировать «Мерседесы», а вы такие умные до сих пор считаете автомобилем фиат-124?
А если серьёзно, то экс-совдепии до немецкой системы образования ещё ой как далеко. Вернее бесконечно далеко.
avatar
дык в этом может и решение. чтобы делать толковые вещи надо чтобы умных было мало, а остальное — было обычное рабочее быдло. в германии как мне расскзаывали их учителя за кружкой пива дифференциация начинатся в младших классах. детей делят на три группы: умные технари, умные гуманитарии и все остальные
и с каждой дифференциации поменять группу становится всё сложнее. а у нас человек учится в математическом классе, а потом идёт на матфак. или наоборот

ну то есть вполне себе небольшая дифференциация по цвету штанов вполне себе может быть ключом к прогрессу
avatar
Могу ошибаться, но думается схема, где массами руководят умные несколько перспективнее той, где массами руководят бывшие директора совхозов с пед. образованием :) Нет?
avatar
скорее важен социальный лифт. по итогам вверху оказываются самые умные. а если находится какой-нибудь элон маск — он всегда может построить совой собственный лифт. но важно так же чтобы лифт двигался не медленнее общего развития общества
avatar
Система социальных лифтов в хрустальном сасуте давно заменена «вертикалью». Соответственно, продвижение вверх-вниз мало зависит от талантов, уровня образования, творческих и организационных способностей. Важнее, кто твой свояк (шурин-зять-тесть), односельчанин :), однокурсник по Могилёвскому пединституту :)
avatar
дык в этом может и решение. чтобы делать толковые вещи надо чтобы умных было мало, а остальное — было обычное рабочее быдло.
Зачем такие сложности при наличии таджиков и индусов? Какая Швейцаряи уже может себе позволить делать поголовно всех умными, пахать будут роботы или китайцы.
avatar
таджики и индусы тащат с собой свои кварталы
avatar
Культурные различия. Мы для них не меньше аборигены. А некоторые племена в африке вообще даже цвета не различают.
avatar
понятно, что отличия. не понятно зачем это
avatar
Знакомый француз приехал в Минск и был в шоке от коротких юбок кругом, он тоже не мог понять )
avatar
но ты смог объяснить зачем нужны короткие юбки? а мне вот немцы не смогли объяснить
avatar
Я не могу, если честно.
avatar
Этим «феноменом» уже лет двадцать как ваш Задорнов(юморист) деньгу зашибает. Мол, по одиночке иностанцы тупени, русские все академики, а вместе… ну, вы меня понимаете.
avatar
Дык они действительно тупые. И все эти улыбочки, осторожничание («европейская культура») — исключительно от глупости. Я всегда это знал, сегодня убедился почитав статью про образование в Германии, больше половины страны имеет образование (переводя на советский лад) — 5 классов.

И эта беспросветная глупость очень хороша заметна в кемпингах, где делишь поляну расстоянием до соседа в 2 метра, общую душевую, сауну, вместе рыбачишь. Ну вот реально, «здравствуй дерево».
Вы в кемпинге никогда не найдете себе партнера по шахматам или картам (кроме покера). Для европейцев это очень сложные игры.
Ну а хули, 5 классов… Закончили на пестиках-тычинках…
avatar
Ага. То ли дело у нас. Приезжаешь на озеро, смотришь — палатки стоят, подходишь и говоришь: «А что, мужики, не решить ли нам пару дифференциальных уравнений?» Те говорят:«А давай!»
И тут главное, чтоб уравнений достаточно было, иначе в ближайшую деревню придется за конспектами ехать.
avatar
Я вообще не понимаю, нахрена учить 11 лет тому, что большинство не помнит через пару месяцев после школы.
Минимум по общеобразовательным предметам, углубленно специализированные, выбранные в средней школе для дальнейшего изучения.
Для автосервиса и торговли вполне хватит 9 классов и училища, а кому надо будет, кто будет мотивирован к развитию, сможет доучиться, когда почувствует в этом необходимость.
avatar
очень понравилось обьяснение почему в школе надо учить всему

Момент первый. О необходимости образования вообще.
Многочисленные эксперименты и наблюдения показывают, что одно наше полушарие хорошо «реагирует» на гуманитарные дисциплины, второе — на точные и естественные науки.
Спор о том, что лучше, и что нужно изучать, а что нет напоминает мне спор о том, какое лучше полушарие удалить, — правое или левое. А то если я, понимаешь, физик, зачем мне гуманитарное полушарие?
Или ваша жена домохозяйка — проведите ей операцию по удалению «естественнонаучного» полушария и больше не жалуйтесь на отсутствие логики.
Идет? :))
Принципиально важно развивать детей до трех лет по обоим направлениям — иначе просто мозг не развивается симметрично и — главное — не развиваются межполушарные связи и связи между большими полушариями и височными долями мозга, отвечающими за точность движений.
Это те области, которые эволюционно появились последними. Это то, что делает нас разумными. С биологической точки зрения.

А теперь — внимание — вам предлагают в школе, в ШКОЛЕ! Выбрать свою будущую профессию. Во-первых, это вредно с точки зрения физиологии мозга — я объяснила почему (у более старших эффект тоже есть, просто более медленный). Вам в школе предлагают усушить себе одно полушарие, а вы радостно соглашаетесь с этим, «лишь бы не было нагрузки» (кстати, мозг легко справляется и с большим, как бы вам не казалось обратное).

Во-вторых, это вредно с точки зрения будущего. Скажите мне честно, взрослые люди, которые сюда, ко мне приходят, многие из вас стали тем, кем планировали быть в школе?
Посмотрите вокруг — сколько примеров, когда человек закончил технический ВУЗ и стал гуманитарием? Или ушел в бизнес? Вам приводить примеры поэтов, художников, музыкантов, писателей с естественнонаучным образованием? Обратное случается реже, но тоже бывает. Привести или сами погуглите?
Вы уверены, что человек в 15 лет правильно выберет профессию?

Ну, вы, люди, пережившие развал Союза, 20 лет хрен знает чего в этой стране, вы точно говорите, что сегодня, в 15 лет в НАШЕЙ СТРАНЕ можно предсказать, что вам понадобится еще через 20 лет?
Советская школа дала вам возможность свернуть в любом направлении. Техническом, экономическом, гуманитарном. Вы полагаете, это вы сами такие умные?
Вы сами легко освоили Интернет, сотовые телефоны и даже автоматические стиральные машинки? :) Нет, братцы, это у вас навыки, которым вас учили всю советскую школу, сработали. Вы смогли выбрать.
Но когда вы сегодня считаете, что один общий предмет вместо старых пяти-шести — это нормально, вы отнимаете возможность выбора у своих детей. И возможность изменить свою судьбу, если все надоест и захочется новой специальности. Или просто достанет начальник, а другого места работы просто не будет. Вы лишаете своих детей свободы. Не меньше.
Но на самом деле больше.

Потому что есть «в-третьих». То, что называется широтой кругозора и умением СРАВНИТЬ разные понятия, дисциплины, навыки. Наши специалисты в атомной физике ухитрились восстановить происходящее на Фукусиме по обрывкам информации, сами у меня на жж видели каким. А японские не ухитрились.
Хотя учебники — поверьте — очень похожие. Я буду нагло утверждать, что им помогла широта образования, которая единственная позволяет поглядеть на проблему шире и сделать выводы «на гораздо меньшей базе данных».
Вы жалуетесь на то, что медики узко специализированы и «одно лечат, другое калечат»? Вы жалуетесь, что чиновник не видит дальше своего носа?
Выбирая узкую специализацию в школе… мне продолжать?

Вы знаете, что называется главной проблемой медицины и биохимии нашего времени? Некачественный НАУЧНЫЙ подход к результатам. Отсутствие повторяемости. Отсутствие критериев правильной постановки эксперимента. Это пишут не у нас. Это пишут в Израиле, стране, которую сложно упрекнуть в неразвитости медицины.
Вы знаете, как ДОРОГО стоит сегодня физик, знающий биологию или химию? Я два года преподаю на кафедре биомедфизики, я знаю, как «рвут с руками» этих людей (прямо за границу обычно или на вполне бешеные зарплаты у нас). Они НУЖНЫ. Каждому. Вам, мне, всем остальным людям.
Все новые открытия происходят на стыке наук. Все технологии развиваются там же.
Вам лично в офисе это не надо? Может быть… не будьте эгоистами, по меньшей мере. Если вы не смогли работать там, где находится точка развития человечества, это не значит, что оно вам не надо.
avatar
Для того, чтобы изучить , не пройти, а именно изучить школьную программу по современным учебникам и в полном объёме надо быть ребёнком выдающихся способностей. Когда я вспоминаю учебники биологии издания начала 2000-х годов, мне хочется убивать.
Убивать автора учебника и рецензентов, по очереди: это невозможно не просто запомнить и пересказать, но и прочитать и понять. Моя группа тупо зазубривала текст. Делила параграфы на части и зазубривала. Или отсиживались всей группой.
Я в принципе не могу ничего зазубрить, поэтому находила в энциклопедиях проходимые понятия, читала и рассказывала схематично.
Геометрию и алгебру мы проходили по советским учебникам, благо, преподавательница была одна из самых лучших в городе, с огромным опытом работы, поэтому было проще.
Так вот. Берём особо одарённого ребёнка (сферического в вакууме, таких не было ни в классе школьном ни в коллежской группе, хотя это не учебные заведения для умственно отсталых) и предполагаем, что он может овладеть всей школьной программой на уровне понимания, запоминания, воспроизведения и применения знаний с использованием творчества. Неужели с этим милым дитятем нельзя заниматься дополнительно? В то время, как для усвоения школьных знаний у нас большая часть будущих и настоящих студентов занимается с репетитором дополнительно и блестящих знаний, мягко говоря, не показывает?
Переходим к среднему уровню. Ребенок-гуманитарий учит биологию, занимается по иностранному и русскому языку, читает белорусскую и русскую литературу (потому что их-то надо читать постоянно, иначе не будешь всё успевать по программе), переходит к химии (физике, математике). Не понимает тему, тормозит, изучает все источники, психует и либо у него есть вопросы к учителю (которому, помним, объяснять некогда — бумажки, 29 человек в классе, классное руководство, факультативы, борщ дома не сварен, в конце концов) либо он решает назавтра списать. Назавтра списывает, тема остаётся непонятой и последующее изучение химии для ребёнка становится бесполезным. Выход — репетитор.

Теперь две системы. Нынешняя, перегруженная, в которой всё смешалось и взболталось и только ученые мужи один перед одним меряются изданными учебниками и ученики, выйдя из учебного заведения в последний путь, простите, на большую дорогу, не знают нихрена — а это объективное суждение о выпускниках последних лет восьми.
Даже у отличников так называемых оценки сильно вытянуты за горло
Или облегчённая система с углубленным изучением выбранных предметов, при которой у детей есть шансы не психовать и не чувствовать себя идиотом, изучая «левую» информацию, а спокойно копаться в выбранных предметах.
Или короче: практичнее заниматься с репетиторами кучке одарённых детей или повально всем?
avatar
никогда, например вовремя сдачи экзаменов, не приходилось сталкиваться с эффектом, когда вроде бы давно забытый и не повторявшийся фрагмент учебника вдруг всплывает в памяти сам собой?
А мне приходилось.
Не надо думать, что всё, что не хранится в немедленной доступности оперативной памяти навсегда утрачено. Оно вполне себе может вернуться.
То есть тот массив информации что дают в школе, и который считается забытым после неё, вполне может всплыть в нужный момент.
Вот то что ты точно никогда не изучал вспомнить нельзя никакими силами.
Наконец есть ещё формирование целостной картины мира. То есть можно не знать астрофизику и астрономию, но хотя бы примерно представлять почему когда в минске 12 дня, в сан-франциско полночь… Чётко и внятно конечно не обьяснить, но на обрывках давно пройденного понять можно.
avatar
Возможно, у меня бы всплыл в памяти, например, физический закон, если бы в тот вечер, когда мне надо было его изучать, я не билась над задачей по математике, потому что списывать как-то западло.
Возможно, у моих одногруппников он бы всплыл, если бы они хотя бы взялись за такой труд — открыть учебник и выучить.

То есть тот массив информации что дают в школе
Я и говорю: давать и брать (проходить и изучать) разные понятия.
avatar
Прослушал курс лекций…
avatar
Про нынешних школьников даже говорить не хочу. Да и студентов тоже.
avatar
Многочисленные эксперименты и наблюдения показывают, что одно наше полушарие хорошо «реагирует» на гуманитарные дисциплины, второе — на точные и естественные науки.

уже доказли что нет чёткого разделения
avatar
насколько я знаю у немцев три дифференциации в школе. то есть если ты плохо учишься в начальной школе — то профессором уже не будешь никогда
avatar
Слышал подобное про Голландию.
avatar
в Англии то же самое
avatar
Всё зависит от целей перед образованием. Школьное образование должно подготовить базу, фундамент знаний, на основании которого потом можно дальше готовить специалиста. Школа не должна готовить гениев. Гении на работе не нужны. В первую очередь нужны середняки, которые легко могут работать с существующим оборудованием и быстро осваивать новое. Очень важно подготовить людей, которые смогут, если надо, сменить профориентацию. Для этого нужна база. После школы ты идёшь в училище, техникум, или ВУЗ с багажои знаний, там тебя дальше обучают. Причём должен быть жёсткий отбор: не справился, не сдал сессию — отчислен.
А на фоне середняков уже нужно отбирать тех, кто более способен. Причём чем выше уровень середняков, тем выше уровень элиты. Если проваливается уровень середняков — сразу же проваливается уровень элиты. Дифференциация в школе не нужна. Училище, техникум, вуз — вот дифференциация.
Если кому-то в жизни не понадобилось знание производной или закона Бойля-Мариотта — это только значит, что профессия человека не связана с этими знаниями. Образование — это система, которая готовит массу людей для общества. В обществе нужны дворники, сантехники, строители, программисты, учителя, грамотные электронщики. Жизнь меняется, нужно постоянно менять квалификацию (если общество развивается) — изучать что-то новое. Хорошее базовое школьное образование и позволяет это сделать. Вводя дифференциацию в школе мы просто ограничиваем выбор многих людей в будущем.

В бывшем СССР сейчас цель — побыстрее и попроще заработать бабла. Для этого образование не нужно, проще продать то, что осталось от Союза. Отсюда и понижение качества образования. Экономика упростилась, теперь не нужны квалифицированные рабочие. Вернее они нужны, но мало и готовить их никто не собирается.

Образование зависит от целей общества. Какие цели — такое и образование
avatar
Образование государственное зависит от целей государства, а не общества, в принципе. Что мы и наблюдали, когда преподавателей хорошего уровня, прививающим взгляд на вещи с разных сторон и культуру, выдавливали в пользу лояльных в том же ВГУ в конце 90х.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.